При нахождении в стране или месте временного пребывания турист сталкивается с рядом вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности, в частности, с оказанием бытовых услуг. В туристской индустрии России оказание бытовых услуг регулируется нормативными документами по стандартизации (национальными стандартами).
В соответствии с ГОСТ Р 52492–2005 «Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования» бытовые услуги (услуги сферы бытового обслуживания) определяются как материальные или социально-культурные услуги в сфере бытового облуживания (ГОСТ Р 50646), оказываемые населению и отнесённые согласно ОК 002 к бытовым (01 – код группы бытовые услуги, 80 – прочие услуги населению) [56].
Что касается конкретно процесса оказания бытовых услуг, то этот вопрос изложен в следующих национальных стандартах России.
Национальный стандарт ГОСТ Р 52058–2003 «Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия» [54] принят и введён в действие Постановлением Госстандарта России от 28 мая 2003 г. № 161-ст.
|
|
Согласно ГОСТ Р 52058 услуги по стирке классифицируются по нескольким критериям, в частности:
1) технологический признак, который предусматривает следующие виды услуг по стирке:
– восстановление санитарно-гигиенических свойств с сохранением товарного вида швейных и трикотажных изделий (замачивание, удаление пятен, стирка, полоскание, отжим, растряска, сушка, глажение);
– придание изделиям специальных свойств: белизны, блеска, гладкости, гигиенической чистоты, снятии статического электричества и др.;
– прочие услуги (мелкий ремонт бельевых изделий, прокат и т. д.);
2) способ стирки:
– стирка в машинах (автоматизированных и неавтоматизированных);
– стирка вручную;
3) режим стирки в зависимости:
– от рода ткани изделий:
▪ из натуральных волокон;
▪ из искусственных волокон;
▪ из синтетических волокон;
▪ из смешанных волокон;
– от цвета ткани изделий:
▪ из белой ткани;
▪ из окрашенных тканей светлых тонов или белых тканей с цветным рисунком и (или) полосами;
▪ из окрашенных тканей с непрочной окраской по цвету;
– от ассортимента изделий:
▪ индивидуальное, или от населения (бельевые изделия, верхние сорочки, спецодежда, стёганые одеяла, другие виды, швейных и трикотажных изделий);
▪ от общественного сектора (парикмахерских, предприятий общественного питания и торговли, гостиниц, бань и т. д.);
– от методов и форм обслуживания:
▪ комплексное обслуживание (приём и выдача заказов потребителю в стационарных условиях);
▪ выездное обслуживание в двух вариантах (приём и выдача заказов потребителю в приёмных пунктах, организациях и мессах, указанных потребителем, а исполнение услуг – в стационарных условиях, либо исполнение услуг на дому у заказчика или в мини-прачечных по мобильным технологиям);
|
|
▪ исполнение услуги самообслуживанием на оборудовании организации (прачечной);
– от уровня обслуживания:
▪ услуги прачечной высшей категории (признаки указаны в ГОСТ Р 52058);
▪ услуги прачечной.
Данный стандарт устанавливает ряд требований по качеству и безопасности стирки (охрана окружающей среды, транспортирование и хранение, методы контроля и др.), но в то же время предусматривает защиту прав и интересов исполнителя услуг, то есть не во всех случаях потребитель вправе предъявлять претензии. В частности, по данному стандарту после стирки допускаются:
– дефекты, выявленные при приёме изделия в стирку;
– проявившиеся скрытые дефекты, возникшие вследствие нарушения технологии изготовления и неправильного ухода за изделием в процессе эксплуатации;
– ослабление яркости цвета тканей, окрашенных нестойкими красителями;
– нарушение целостности изделий и спуск петель трикотажных изделий, возникши в результате эксплуатации, проявившиеся после стирки;
– застарелые, не поддающиеся выведению пятна;
– затёки, образовавшиеся при стирке изделий в домашних условиях;
– пятна от лекарств;
– желтизна и изменение цвета, образовавшиеся от длительного воздействия пота, косметических средств, атмосферных воздействий и т. д.