Запросы педагогов к психологам

Ситуативные (выполняемые психологом помимо общего плана работы в ситуациях, которые препятствуют нормальной организа­ции учебного и воспитательного процесса):

— разрешить острые конфликты между учениками;

— вывести учащегося из «трудного» эмоционального состоя­
ния (плачет, излишне возбужден и т.п.);

— организовать психолого-педагогическое воздействие в отно­
шении ученика, грубо нарушившего социальные нормы;

— ответить на вопросы, жалобы родителей или же помочь сде­
лать это педагогу;

— интерпретировать неясное поведение ученика и помочь вы­
строить личностно-ориентированное воспитательное воздей­
ствие;

— провести консилиум по острой проблемной ситуации;

— ознакомить с результатами плановой диагностики;

— помочь подобрать методики для проведения классного часа;

— выяснить причину резкого пролонгированного снижения ус­
певаемости отдельных учащихся.

Перспективные кратковременные (вносимые в план работы в тече­ние года по просьбе педагога):

— помочь в адаптации новым учащимся;

— исследовать интересующие педагога психологические пара­
метры учащихся класса (тревожность, утомляемость, взаи­
моотношения в классе и т.п.);

— урегулировать долговременные конфликты;

— помочь организовать психологическое воздействие в отно­
шении учащихся, систематически нарушающих дисциплину;





ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога



включить учащихся в индивидуальную работу при актуали­
зации проблемных зон;

— принять участие в совместном проведении классных часов;

— включить актуальные для класса темы в программу психо­
логических занятий;

— провести наблюдения на уроках за интересующими пара­
метрами (преобладающая мотивация учащихся, характер
учебного взаимодействия с педагогом, учет педагогами осо­
бенностей учащихся и т.п.);

— провести консилиумы по проблемам трудных учащихся или
актуальным вопросам класса;

— провести мероприятия с родителями по актуальной для класса
тематике.

Перспективные долговременные (вносимые в годовой план работы по просьбе педагогов):

— провести углубленную диагностику определенных личност­
ных или познавательных особенностей учащихся;

— организовать длительную работу с классным коллективом
(командообразование, лидеры, изгои и т.п.);

— организовать работу, содействующую формированию возра­
стных новообразований (позиции взрослого, личностному
самоопределению и т.п.);

— организовать работу с родителями по актуальной для класса
тематике;

— изменить форму психологических карт, внести в них допол­
нительную информацию.

Второй уровень — повышение качества воспитания — яв­ляется еще более проблематичным.

Нужно ли школьному психологу заниматься воспитани­ем? Входит ли это в его функциональные обязанности? На эти вопросы по-разному отвечают и педагоги, и сами психо­логи. Учителя считают: да, первейшая задача психологов — работать с трудными детьми. Психологи не соглашаются с этим и жалуются, что из них делают карателей — «учителя тащат к нам в кабинет всех детей, грубо нарушающих дис-


циплину». Как представляется, на эти вопросы правиль­но ответили те инстанции, которые назвали должность, в ко­торой мы работаем — «педагог-психолог». Прежде чем спо­рить — воспитывать или нет, нужно определить для себя, что такое воспитание. По нашему мнению, оно подразумевает содействие социализации ребенка, то есть приобретению им социально необходимого опыта, успешному освоению обще­принятых норм, возможности активно самовыражаться в своей среде. Содействует ли школьный психолог социализации ре­бенка? Да, безусловно. Другое дело, что он делает это психо­логическими средствами, а не наказаниями, авторитарный подход здесь неприемлем. Что же делает психолог? В каче­стве примеров приведем два варианта групповой работы, ко­торые мы считаем воспитывающими. Они были разработаны и проведены нами в первых классах.

В одном из классов мальчик сильно ударил девочку. На­верное, дело не обошлось без того, что она его подразнила. Но этого никто не видел. Мальчик был высоким и шустрым, девочка маленькой и тихой. Мама обиженной девчушки про­сила серьезно разобраться. Учительница отругала хулигана, сообщила его родителям, потом обратилась ко мне с вопро­сом: «А как разбираться в классе? Опять ругать, теперь уже при всех?» Я обещала провести на эту тему занятие. Попро­бую описать, что у меня получилось. Начала с чтения сказки:

Однажды Петя Лучкин вышел из дома в плохом настроении. По­этому взял он и плюнул в сторону, ни в кого, просто так. Но слу­чайно попал в старушку. И все бы ничего, но бабушка оказалась волшебницей. Обиделась она на Петю, рассердилась и решила сде­лать его несчастливым человеком. Как? Нет, она не превратила его в жабу или в осла, а... сделала его трусом. Петя даже не расстроил­ся, когда она ему об этом сказала. Ну и пусть, все равно об этом никто не узнает. И пошел мальчик дальше в школу.

А вот там ему вдруг стало не по себе, как-то страшновато. Тогда для храбрости выбрал он самую маленькую девочку Наташу и стук-





ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога



нул ее, да так, что у нее синяк громадный остался. И вот тут-то начались для него несчастья. Учительница отругала его, родителям позвонила, потом мама долго отчитывала... Понимал Петя, что не стоит ему драться, но не мог сдержаться. Страх внутри него так и шептал: «Стукни кого-нибудь — легче станет». Подошел он тогда к мальчишкам и давай их задирать. На этот раз вышло еще хуже — директор сказала ему: «Драться будешь — исключу из школы». А дома мама переживает, да поделать ничего не может. Все Петя понимает, но страх внутри него кулаками управляет.

Как только я начала читать, наш мальчик, назовем его Васей, тут же понял, про кого эта сказка. Он стал отворачи­ваться, смотреть в окно, теребить дневник.

После чтения я предложила ребятам разыграть прочитан­ное. Все очень живо стали проситься на разные роли. Вася же так и сидел, уставившись в окно.

После «спектакля» я спросила детей, как можно помочь Пете. Первое, что пришло им в голову: найти волшебницу и попросить расколдовать мальчика. Я сказала, что это невоз­можно. Тогда они придумали много интересных советов. Жалею, что не было диктофона, я запомнила лишь один: «Вспомнить свои добрые поступки, все хорошее, что есть в тебе, и тогда оно вытеснит все плохое».

В конце я предложила ребятам закрыть глаза и подумать, попадали ли они в ситуации, похожие на Петину, и тому, кто попадал, поднять руку. Наш Вася оказался первым и, конеч­но, постарался подсмотреть, что делают остальные. А подня­ли руки многие мальчики. Когда все открыли глаза, он сиял.

Как нам кажется, занятие достигло своей цели, причем затронуло не только «виновника», но и других мальчиков. Достаточно ли было одного этого момента, чтобы нормали­зовать ситуацию? Конечно, нет. Занятие выполняло функ­цию «скорой помощи». Далее мы вместе с учительницей про­анализировали причины такого поступка ребенка в контек­сте его поведения в школе в целом: дрался он нередко. Со-


гласились с тем, что у мальчика не вполне развито умение контролировать себя, а также эмпатия. Составили рекомен­дации для родителей и «торжественно» вручили их маме. Глав­ным пунктом было предложение проводить самоанализ по­ведения всех детей в семье (их было трое).

Систематическая работа родителей привела к тому, что поведение мальчика нормализовалось. Через полтора месяца заканчивался учебный год. Мама обратилась с вопросом, что делать дальше. Мы предложили ей провести «праздник» окон­чания самоанализа, обсудить, как дети изменились, и чем-нибудь их порадовать.

В другом первом классе в конце учебного года возникла другая проблема — дети стали часто ссориться. Возможно, устали. А может быть, повзрослели и начали перераспреде­лять лидерство. С ними я провела два занятия.

Занятие 1. Я учусь разрешать конфликты «Чтение рассказа». Ведущий читает детям рассказ.

Мальчик, о котором пойдет речь, заканчивал первый класс. Его папа был в длительной командировке. И вот отец вернулся и спросил:

Ну-ка, сын, расскажи, какие в вашем классе есть радости и
трудности?

Класс у нас очень хороший, — ответил мальчик. — На уроках все
вместе с трудностями справляемся. А вот на прогулках иногда конф­
ликты бывают.

А ты знаешь, что такое конфликт?удивился папа.

Конечно, знаю. Конфликтэто (помогайте, ребята) столкнове­
ние интересов, когда один хочет сделать так, а другой
эдак. Чаще
конфликт заканчивается ссорой, вызывает обиду и злость.

А вот тут я с тобой не согласен,сказал папа.Конфликт —
он как задача. Решишь неверно — огорчишься. А если правильно
все
будут довольны. Только решать конфликт еще труднее, чем задачу.

А ты научи меня, папа,попросил мальчик,а я потом ребя­
там в классе расскажу.

Давайте и мы с вами будем учиться решать конфликты.


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога



Задание 1. Ведущий предлагает детям различные ситуации и спра­шивает, можно ли назвать их конфликтными или нет, и почему.

• Девочки играют, подходит Наташа, просится к ним в компа­
нию. А в игре все фишки розданы. Одна из подруг отвечает:
«Извини, в следующий раз».

• Мальчики играют, подходит Витя, хочет присоединиться. Кто-
то из ребят бросает: «Отойди, ты нам мешаешь».

• Миша хочет заниматься одним, Петя — другим. Спорят, оби­
жаются, Петя толкает Мишу.

• Маша хочет играть в салочки, Настя — в прятки. Спорят,
потом договариваются играть в обе игры по очереди.

Задание 2. Ведущий предлагает ребятам подумать и назвать три варианта конфликтов, возникающих между ними на прогулках. Например:

— Маша спускается по лесенке с горки, Наташа поднимается.
Никто не хочет уступать.

— Два мальчика хотят водить.

— Дети строятся, чтобы идти на прогулку. Миша и Петя хотят
стоять первыми, начинают толкаться.

Задание 3. Ведущий выбирает из названных детьми конфликтов наиболее яркий, помогает ребятам инсценировать его и найти правильное решение, в основе которого лежит совместная уступка. Если есть куклы, это можно сделать с их помощью.

Занятие 2. Я умею разрешать конфликты «Чтение рассказа». Ведущий читает детям рассказ.

После занятия психологией, где ребята учились разрешать конфликты, на прогулке случилась такая история. Наташе не понравилось, что Петя, пробегая мимо, нечаянно коснулся ее куртки. Куртка была новая, и На­таша ее берегла. Поэтому она крикнула ему: «Бегать надо осторожнее!» Потом догнала и стукнула его по спине. Петя удивленно остановился. «Мы же только что на уроке психологии разбирали, как надо мирно кон­фликты решать»,сказал он ей. «Глупости,ответила Наташа, — никому такое умение не нужно. Это взрослые придумали, чтобы нами удобнее было управлять. Я тебя стукнула — мне хорошо, а ты меня нет — тебе плохо, вот и подумай, как разрешать конфликты мирно».


Огорчился Петя. Может, и правда, глупости все это? Вечером подо­шел он к папе. А тот сидит за своим столом, что-то пишет. «Папа, а взрослым нужно уметь конфликты разрешать?» — спросил он. Отец ответил: «Извини, сынок, мне некогда. Я к переговорам готовлюсь. Очень важный для всех вопрос поставлен, как бы конфликта не вышло». По­шел Петя к бабушке, а та его и вовсе слушать не стала: телевизор смотрит, оторваться не может. «Иди, Петя, вместе поглядим, — го­ворит она,очень интересно про конфликт в Ираке рассказывают». Только хотел Петя к маме обратиться, но слышит, из другой комнаты визг раздается. Там его младшие братья играют, и мамин строгий го­лос слышится: «Ну когда наконец прекратятся ваши конфликты?» Пошел Петя к себе, и понял он, что..,

Что понял Петя?

Задание 1. С помощью ведущего дети инсценируют рассказ и ищут конструктивный выход из конфликта Наташи и Пети.

Задание 2. Ведущий делит класс на группы и предлагает инсцени­ровать и решить один и тот же конфликт. Например: все строятся на прогулку. Денис и Максим хотят стоять впереди: «Я первый!» — «Нет, я!..» После инсценировки ребята обсуждают варианты выхода из ситуации и. делают вывод: отличие конфликта от задачи состоит в том, что его можно решить разными способами.

Итак, я провела два занятия. Стали дети меньше ссорить­ся? Безусловно, нет. Но мы обсудили с педагогом этот спо­соб работы, и таким образом я дала ему некий инструмент, который можно использовать для постепенного снижения уровня конфликтов через побуждение ребят к рефлексии соб­ственного поведения в сложных коммуникативных ситуациях.

Сравнив два случая, мы увидим похожую логику. Психо­логическое воздействие мотивирует детей к изменениям, дает им некоторый эмоциональный «толчок», а также «инструмент» для рефлексии своего поведения. Но для появления стойких перемен необходимы длительные педагогические воздействия со стороны взрослых. В первой ситуации — родителей, во второй — педагога.



ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 1. Основное содержание работы психолога



       
   
 

 

Таким образом, можно заключить, что психолог не при­нимает участия в воспитании учащихся, понимаемом тради­ционно как поощрение, наказание, убеждение в необходимо­сти соблюдать общепринятые нормы, а главное, не осуще­ствляет контроль над поведением детей.

Психолог прежде всего помогает детям и взрослым понять причины и следствия педагогических трудностей ученика или класса, мотивирует их к изменениям, дает эмоциональный «тол­чок», но ежедневное осуществление педагогических воздей­ствий — дело педагогов или привлеченных ими родителей.

Итак, мы рассказали о том, каким образом психолог мо­жет способствовать реализации базовых потребностей педа­гогов и содействовать повышению уровня их психологичес­кого здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: