Компании, объединяющие капиталы. 5 страница

Предпринимательство – создание хозяйственных организаций (фирм) за счет собственных или заемных денег ради производства товаров или оказания услуг и получения на этой основе дохода. В рыночной экономике выживают только те фирмы, при создании которых соблюдено пять важнейших принципов:

1) Производятся нужные покупателям товары (услуги);

2) Товары (услуги) изготавливаются с качеством, удовлетворяющим покупателя;

3) Производимые затраты позволяют продавать товары по цене, которая не выше, чем у конкурентов, и обеспечивают при этом прибыль;

4) Собрана сумма денег, достаточная для организации и развития производства;

5) Вовремя погасить возникающие на первом этапе долги;

6) После выплаты долгов сохраняется сумма денег, достаточная для развития фирмы.

Представление (view) - средство доступа к подмножеству данных, хранящихся в базе данных.

Предшественник (predecessor) - задача, предшествующая некой другой и связанная с ней зависимостью.

Преемник (successor) - задача, следующая за другой задачей и связанная с ней зависимостью.

Претензия– заявление по поводу ненадлежащего выполнения обязательств, рекламация. Порядок заявления и рассмотрения рекламации подробно оговаривается в сделках с фирмами. Также требование, предъявляемое страхователями страховщику в связи с наступлением страхового случая.

Прибыль – главная цель предпринимательской деятельности, обобщающий показатель финансовых результатов коммерческой деятельности предприятий. Прибыль определяется как разность между выручкой от реализации работ (услуг) в действующих оптовых ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на ее производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции. Чистая прибыль - часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после внесения им в бюджеты налогов и платежей. Прибыль - важный источник средств для развития и расширения производства, удовлетворения социальных потребностей.

Приватизация государственной собственности – процесс преобразования части государственной собственности в собственность граждан; государственных предприятий и организаций - в коллективные, кооперативные, акционерные, частные и т.п. Приватизация государственной собственности может осуществляться в различных формах: выкуп государственного имущества членами трудовых коллективов, передача им части собственности безвозмездно, акционирование и др. Приватизация государственной собственности осуществляется путем приобретения государственного имущества отдельными лицами, группами, их семьями для ведения индивидуальной трудовой деятельности, организации трудового хозяйства (в том числе крестьянского хозяйства).

Изменение формы собственности не самоцель, а средство обеспечения ее эффективного использования. Не подлежат приватизации объекты, которые обеспечивают функционирование всего народнохозяйственного комплекса (транспорт, связь, добывающая промышленность и др.).

Цель приватизации государственной собственности - создание условий для развития регулируемого рынка, создание благоприятной для формирования рыночных отношений экономической среды. Приватизация должна способствовать развитию инициативы людей как частного, так и коллективного предпринимательства. В первую очередь подлежат приватизации мелкие предприятия в торговле и общественном питании, в системе обслуживания (так называемая «малая приватизация»). Приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду. Организатором приватизации являются Госкомимущество РФ и территориальные агенты этого комитета в республиках, краях, областях и т.д. Источниками средств для приобретения предприятий являются личные сбережения граждан, именные приватизационные фонды предприятий и приватизационные чеки граждан.

Приватизационный чек (ваучер) – государственная ценная бумага на предъявителя, свободно обращающаяся. Номинал чека - 10 ру6лей. Приватизационный чек используется в качестве платежного средства при приобретении объектов приватизации. Ваучеризация - это бесплатная передача гражданам РФ части государственной собственности (объем эмиссии приватизационного чека составляет около 1,5 триллионов рублей стоимости основных фондов, от 20 до 30% их общей стоимости). Выпуск приватизационного чека преследовал две цели:

1) Реализация принципа социальной справедливости, т.е. создание равных возможностей для безвозмездного получения части государственной собственности;

2) Ускорение приватизационного процесса посредством развития фондового рынка.

Прикладные научные исследования — научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач.

Приоритетные направления – это научно-технические направления, которые в наибольшей степени реализуют государственную социально-экономическую политику, обеспечивая достижения поставленных текущих и долгосрочных социально-экономических целей развития страны.

Проблема (problem) - значительная разница между ожидаемой и реальной способностью достичь определенной цели.

Проверка качества (quality review) — проверка качества результата проекта, соответствия его назначению и соблюдения стандартов и допущений.

Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и альтернативных путях и сроках их достижения.

Прогнозирование (forecasting) – метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Программа – совокупность проектов, объединенных общими целями, концепцией, ресурсами.

Программа (program) - набор кодовых инструкций, выполняемых или интерпретируемых компьютером в ходе выполнения автоматизированной операции. Группа взаимосвязанных проектов, реализуемых последовательно или параллельно и для достижения общей цели. Конкретные проекты внутри программы могут иметь частные цели, но в совокупности они служат достижению цели программы.

Программа действий по управлению изменениями - систематизированное представление управляющих воздействий (кто, что, когда, сколько) для программы реструктуризации компании.

Программа развития (реструктуризация) — программа мер и, если необходимо, ресурсов по изменению структуры компании.

Продажа (передача) инновации - акт распространения (диффузии) в различных формах, разными способами и по разным каналам. Может передаваться на коммерческой или некоммерческой основе, быть внутриорганизационной, внутрирегиональной, внутригосударственной и международной.

Продвижение инновации – комплекс мер, направленных на реализацию инноваций и включающих в себя производство и использование информационного продукта, рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации, консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др.). Продуцент инновации (лат. producens - производящий) - производитель данной инновации.

Продолжительность проекта (project duration) – время, проходящее с даты начала проекта до момента окончания всех работ проекта.

Проект (project) – это ограниченное во времени целенаправленное изменение (комплекс взаимосвязанных мероприятий) отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта с установленными требованиями к срокам, качеству результатов, риску, возможными рамками расхода средств, ресурсов и специфической организацией.

Проект - сложная система, состоящая из многих различных работ (на основе сети), групп (на основе структуры организации), специалистов (на основе различных функций) и взаимоотношений между этими людьми и группами.

Проект – это процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.

Проект - сложная система, состоящая из многих различных работ (на основе сети), групп (на основе структуры организации), специалистов (на основе различных функций) и взаимоотношений между этими людьми и группами.

Проект – это процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.

Проектирование функциональной модели - методика иерархического упорядочивания необходимых функций компании.

Проектная организационная структура (project organization) – временная организационная структура, формируемая для достижения конкретной, четко очерченной цели.

Проектно-целевые группы - группы по проведению научных исследований, разработке и производству новой продукции, технологии осуществления экономических и социальных новаций. Это самостоятельные хозяйственные подразделения, создаваемые для комплексного осуществления инновационного процесса от идей до реализации конкретного проекта.

Прожиточный минимум– минимальный уровень в расчете на душу населения, рассчитывается по международной методологии для различных социально-демографических групп населения. Соответствует минимальным затратам на нормальное воспроизводство человека. Прожиточный минимум рассчитывается исходя из потребительской корзины - набора потребительских благ и услуг, обеспечивающих человеку потребление на принятом в обществе минимально допустимом уровне.

Производительность труда – плодотворность и эффективность труда, измеряемая количеством продукции в единицу времени, или количеством времени, затраченного на производство единицы продукции. Производительность труда - важнейший показатель эффективности производства, его технического уровня, а также уровня организации труда и производства, действенности хозяйственного механизма. Рост производительности труда отражает экономию затрат не только живого, но и овеществленного в средствах производства труда. Поэтому рациональное использование орудий труда, экономное расходование сырья, материалов, топлива и энергии способствует росту производительности труда. Любое повышение производительности труда сводится, в конечном счете, к экономии времени. Уровень производительности труда и его повышение зависят от технической вооруженности работников, квалификации, развития науки и ее технологического применения, организации труда, системы материального стимулирования.

Производственная функция (operations function) – виды деятельности, которые производят товары или услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.

Производственные фонды– средства производства. Составляют главную часть национального богатства. По натурально-вещественной форме состоят из средств труда (машины и оборудование, производственные здания и сооружения) и предметов труда (сырье, материалы, топливо). По стоимости производственные фонды состоят из основных производственных фондов, включая неустановленное оборудование, и оборотных фондов.

Производство – главная фаза процесса воспроизводства, непосредственный процесс производства материальных благ, основа и условие жизни человеческого общества. Производство включает средства труда и сам труд. Средства труда и предметы труда составляют вещественные факторы производства. Люди - личный фактор производства, главная производительная сила общества. В условиях рыночных отношений цель производства - удовлетворение платежеспособного спроса. Покупатель предъявляет требования к производству, а производители товаров, преследуя собственные экономические интересы (прежде всего, получение прибыли), стремятся лучше удовлетворить запросы потребителей.

Протокол совещания (meeting minutes) — представленная в письменном виде краткая информация о месте встречи, присутствующих, обсуждаемых вопросах, пунктах действий и решениях, принятых на совещании.

Псевдоинновация – незначительные изменения в продукте, не меняющие его конструкцию, в том числе изменения в цвете, декоре и т.п.

Пункт действий (action item) — указание члену команды проекта выполнить определенное действие к конкретной дате.

Пуск объектов проекта (start-up) – начальный период эксплуатации, в продолжении которого оборудование выводится на приемлемые производительность и качество продукции.

-Р-

Работа (task) – индивидуальное задание или дискретный элемент проекта, без выполнения которого проект в целом не может быть завершен.

Рабочая сила – способность человека к труду, совокупность физической и умственной энергии, затрачиваемой им в процессе производства. Носителем рабочей силы является сам человек с его квалификацией, профессией. Человек использует свою рабочую силу в процессе труда, после которого он должен восстановить рабочую силу для следующего производственного цикла. Процесс восстановления рабочей силы называется воспроизводством рабочей силы.

В рыночной экономике рабочая сила является товаром, цена на него, как и на другие товары, формируется под воздействием закона стоимости и соотношения спроса и предложения, зависит от его качества (квалификации, добросовестности работников и др.).

Рабочее место (site) - уникально устанавливаемое по географическому признаку месторасположение, откуда бизнес-организация может полностью или частично управляться.

Равновесная цена – цена на рынке, когда количество предложенного товара равно количеству требуемого товара, или когда предложение равно спросу. Графическая иллюстрация показана на рисунке 2.2.

Разгосударствление экономики – освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий предприятиям, коллективам и гражданам; замена вертикальных сверху вниз форм командного управления системой горизонтальных связей между предприятиями, товаропроизводителями, хозяйствами.

Расписание проекта (project schedule) - список задач со сроками их завершения.

Расписание работ (work schedule) - см. Расписание проекта. Расхождение (variance) - разница между планируемыми и фактическими значениями (например, между планируемым и фактическим временем).

Распределение прибыли– важный фактор развития производства. Первый этап распределения прибыли - уплата налогов и других платежей в бюджет. Второй этап - распределение остающейся в распоряжении предприятия чистой прибыли. Государственное воздействие на этот процесс осуществляется через налоги, льготы и экономические санкции. Предприятие (предприниматель) самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли: одна часть - на развитие производства, другая - на формирование фонда социального развития, третья - на удовлетворение материальных потребностей работающих и др.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п.

Реальные затраты (actual) - информация о реальных затратах времени и ресурсов на выполнение задачи, полученная в ходе работы над проектом.

Регулирование конфликтов (conflict management) – процесс, посредством которого менеджер пользуется подходящими управленческими методами для регулирования неизбежных конфликтов, как технических, так и личностных по сути, возникающих между теми, кто трудится для завершения проекта.

Регулирование рынка - система экономических, юридических, административных мероприятий по упорядочению рыночных отношений и предупреждения, сглаживания отрицательных социальных последствий. Регулирование рынка имеет целью направить развитие рыночных отношений в русло здоровой конкуренции товаропроизводителей, обеспечить социальную защищенность нуждающихся в этом слоев населения. Регулирование рынка направлено также на обеспечение заинтересованности товаропроизводителей в развитии приоритетных направлений, охраны окружающей среды. С помощью льгот, дотаций, инвестиций, кредитов, т.е. экономических и финансово-кредитных рычагов, государство заинтересовывает предприятия в развитии отраслей, отвечающих интересам общества. Под контролем государства находятся фиксированные и регулируемые цены на ряд товаров. Рынок регулируется во всех развитых странах, их опыт имеет для РФ практическое значение.

Регулярный менеджмент - управление, опирающееся на систематизированные документированные процедуры.

Резерв (contingency) - трудоемкость работ, заложенная в рабочий план по проекту на случай непредвиденной, но возможной дополнительной работы.

Резерв (stack time) – разность между временем, на которое можно отложить выполнение работ, и временем, на которое можно отложить выполнение работы без изменения даты завершения проекта в целом. Свободный резерв – время, на которое можно отложить выполнение данной работы без изменения срока выполнения другой работы. Если на выполнение отведено времени меньше, чем фактически требуется, имеет место отрицательный резерв.

Результат (deliverable) - продукт или услуга, получаемые в рамках выполнения проекта или решения конкретной задачи.

Реинжиниринг бизнеса – инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инновации.

Реклама– деятельность, направленная на стимулирование сбыта товаров предприятия, расширение или создание спроса на них, на поддержание и повышение репутации предприятия в глазах потребителя.

Понятие рекламы.Благодаря рекламе осуществляется контакт между предприятием и потребителем или пользователем, внимание которых обращается на качество изделия и вносимые в него улучшения. У современной рекламы больше средств и технических возможностей, чем раньше, а, кроме того, теперь она содержит больше информации. В прошлом реклама только «командовала» (этим объясняется, впрочем, и значение самого слова – от французского «reclamer» - требовать), постоянно повторяя потребителю, что ему следует купить тот или иной товар («Покупайте наши товары!»), дополняя это требование простейшим объяснением («Они самые лучшие!»). Современная реклама более настойчиво и изощренно воздействует на внутренний мир потребителя, напоминая о неудовлетворенных желаниях, о том, чего ему не хватает, и что мешает свободно жить. Ниже перечислены главные спутники рекламы.

Коммуникации и общественные связи, призванные возбудить интерес и симпатии к предприятию, создать о нем благоприятное представление не только у клиентов, но и у всех его партнеров.

Пропаганда преследует более общие цели. Она направлена на привлечение людей на сторону предложенной системы (идеология, политическая программа, религиозный, национальный, профессионал философский выбор и т.д.), формирует поведение и поступки, отвечающие преследуемой цели. У всех этих рекламных дисциплин четыре общие главные черты:

• они несут информацию;

• они призывают к участию, восхваляя содержание информации;

• они прибегают к одинаковым средствам (плакаты, лекции, телевидение, кино, радио, пресса...);

• они стремятся навязать индивидуальному сознанию те понятия,которые спонтанно в нем не возникают.

Экспериментальная по своей сути, реклама основана на хорошем знании рынка, полученном благодаря маркетингу, и на максимально точной оценке выпускаемого изделия. Она играет на склонностях потребителя, используя его уязвимые места, среди которых:

· любопытство: человеку часто нужны новые сведения и события, позволяющие нарушать будничную монотонность. Эта потребность «новизне» используется очень широко;

· потребность быть уверенным: поставленный перед выбором (что всегда порождает сомнения), потребитель хочет, чтобы его убедили в правильности сделанного выбора (мнение людей, которые хвалят тот или иной товар);

· лень: отягощенный тысячей нужд и забот, потребитель часто ждет, что кто-то другой убедит его;

· потребность в приобретательстве: в человеке живет стремление к обладанию, к удовлетворению своих желаний. От этого у него рождается чувство действия и владения (доступный ему предмет, способность к действию);

· потребность в комфорте, благополучии и удовольствии - простейших формах счастья;

· стремление к экономии усилий («легкодоступный товар») либо денег при удачной покупке («выгодное дело»);

· потребность возвыситься в глазах общества: соревнование с другими, честолюбие, а также желание, ревность, тщеславие, снобизм (приобретение, которое льстит вашему самолюбию, ставит вас на определенную ступеньку; потребность отличаться от других);

· сентиментальность: современная реклама все чаще и чаще воздействует на потребителя, изображая детей. Может также обращаться к эмоциям или жалости;

· сексуальность: очень часто в качестве пружины реклама использует прямую или сублимированную сексуальность - средоточие всех недостатков и стремление взять реванш.

Формы и средства. На языке рекламы термином «средство» обозначают способы передачи обращения к потребителю, а словом «носитель» - материальное выражение этого средства (например: газеты, экран, рекламный щит). К главным средствам относятся:

· используемые в местах продажи: вывески, плакаты, лозунги, выкладки товаров;

· действующие в других местах: рекламные щиты, плакаты, световая реклама, экспозиции и др.;

· печать: газетная и журнальная реклама, объявления;

· другая печатная продукция: каталоги, проспекты, листовки, буклеты, брошюры;

· аудиовизуальные средства: диапозитивы, рекламные фильмы, реклама в кино, на радио, телевидении;

· рекламные предметы и сувениры (записные книжки, марки, наклейки);

· рекламные конкурсы, демонстрации, опросы.

Место рекламы в экономике.

Роль рекламы. По затрачиваемым и используемым средствам, а также по ее влиянию на рынок рекламу можно сегодня отнести к крупномасштабному производству услуг.

В 70-х годах общие затраты на рекламу во Франции составляли около 4 млрд. франков, в Великобритании и Японии - около 7 млрд., в ФРГ - более 10 млрд. и почти 100 млрд. - в США. По отношению к национальному доходу рекламные расходы составляют в США около 3%, в Великобритании и ФРГ порядка 2,5%, во Франции и Бельгии приблизительно 1% и в Италии примерно 0,85%.

Распределение по носителям во Франции следующее: 42% затрат - на прессу, 18% - на рекламу в местах торговли (издание проспектов), около 10% - на пропаганду продаваемого товара (прямые акции) и столько же на радио, 7% - на афиши и плакаты. Оставшиеся 13% в убывающем порядке распределяются между выставками и демонстрациями, телевидением, кино, исследованиями в области рекламы и прочими расходами.

Товары. Больше всего средств расходуется на рекламу следующей продукции (в убывающем порядке): продовольственные товары и текстильные изделия; хозяйственные и бытовые товары; конкретные товары и услуги, являющиеся предметом кратковременных рекламных компаний (бензин, автомобили, банки, страховые компании, душные перевозки и т.д.).

Доля расходов на рекламу в продажной цене товаров может быть определена лишь приблизительно. США — единственная страна, располагающая относительно точными данными. Здесь отмечается, что эта доля редко превышает 7-8% при значительных колебаниях в зависимости от изделия и марки: холодильники – 7,5%, сигареты и другие табачные изделия – 5-6%, автомобили, одежда, косметика – 2-4%. В Великобритании доля расходов на рекламу в продажной цене выше – до 13%.

В странах социалистической экономики роль рекламы постоянно и неуклонно росла, что в основном было связано с признанием необходимости удовлетворять потребительский спрос, способность рекламы регулировать состояние рынка и стремлением лучше информировать покупателя об имеющихся товарах. Главными средствами рекламы служили витрины, в меньшей степени - печать и радио при посредничестве центральных государственных агентств.

Польза и вред рекламы. Рекламу всячески восхваляют и одновременно клянут, причем и в первом, и во втором случае часто неумеренно. На это можно заметить, что, будучи неким способом изъяснения, реклама может служить, подобно языку Эзопа, и лучшему, и худшему. Что касается экономического значения рекламы, можно привести следующие соображения.

Польза рекламы состоит главным образом в том, что она:

· оживляет и регулирует сбыт, что позволяет более гармонично организовывать производство и оборот средств. Это важно и для предприятия (совершенствование рынка сбыта обычно в полной мере компенсирует затраты на рекламу), и для общества (поскольку реклама способствует увеличению потребления производимой продукции);

· направляет потребление, что может отвечать интересам общей политики и способствовать созданию оптимальных условий социально-экономического развития;

· информирует и просвещает потребителя: расширяет его кругозор, знакомит с товарами, развивает потребности (гигиена тела, режим питания, уход за детьми, комфорт...).

· Следует, однако, признать и вред рекламы:

· вред от нечестной или тенденциозной рекламы, нарушающей нормы коммерческой этики;

· опасность ненужных больших затрат: рекламные баталии, поглощающие огромные средства, искусственное поддержание рынка бесполезных или посредственных товаров, чрезмерное увлечение рекламой, опасное для некоторых предприятий;

· наконец, общеэкономический риск: непрерывным созданием потребностей реклама, несомненно, способствует развитию инфляции. Поддерживая состояние неудовлетворенности и подхлестывая потребление, реклама порождает потребности в импортных товарах (платежный баланс), подчиняет нерациональным мотивам поведение покупателя, снижая давление на цены и усиливая его в отношении доходов и заработной платы. Правильное использование рекламы зависит, в конечном счете, от внимательного отношения специалистов и государственных властей к ее правдивости и к тому, насколько она действительно полезна обществу.

Релиз (release) - эталонная версия, выпущенная из репозитария. Ее назначение может быть как внутренним по отношению к проекту (например, для тестирования), так и внешним (например, для заказчика).

Реновация – процесс обновления основных фондов, выбывающих из-за физического и морального износа. Реновация обеспечивает непрерывный рост технического уровня производства. Осуществляется путем реконструкции и обновления действующих предприятий за счет амортизационного фонда.

Рентабельность– доходность, прибыльность; показатель экономической эффективности производства на всех уровнях - от предприятий до общественного производства в целом. Рентабельность производства определяется по формуле:

где: П – прибыль;

Ф - среднегодовая стоимость производственных фондов.

Репозитарий (repository) - инструментальные средства хранения информации о системе на любом этапе ее жизненного цикла. Обычное назначение репозитария - обеспечить расширяемость, восстанавливаемость и целостность системы, соблюдение правил именования, а также другие функции управления.

Реструктуризация - изменение структуры компании.

Реструктуризация бизнес-процессов - изменение модели бизнес-процессов компании.

Ресурсы (resources) – это рабочий персонал, финансовые, информационные и материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ проекта.

Решение (decision) – выбор альтернативы.

Риск (risk) - возможность неблагоприятного для проекта развития событий, из-за которого результаты проекта не будут соответствовать ожидаемым. Со стороны руководства проекта должна быть проведена оценка риска и выработана стратегия его уменьшения.

Риск (risqué) – элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведении какой-либо экономической операции.

Всякая деятельность, какой бы она ни была, и сама жизнь содержат в себе известную долю риска или случайности самого различного характера. Любая экономическая деятельность подвержена неопределенности, связанной с изменениями обстановки на рынках, то есть в значительной мере с поведением других хозяйствующих субъектов, их ожиданиями и их решениями.

Коммерческая или промышленная предпринимательская деятельность содержит известную долю риска, которую должен взять на себя предприниматель, определив характер и масштабы этого риска; теория капиталистической экономики видит в этом оправдание прибыли. Доля риска еще более велика в спекулятивных операциях, где он оправдывается надеждой на получение наибольшей прибыли. Благодаря прогрессу научных знаний и развитию техники, риск стал в известной мере прогнозируемым и, в большинстве случаев, поддающимся, хотя и приблизительному, измерению. Изучение конкретной экономической жизни показывает, среди прочего, что этот риск может быть уменьшен, а его последствия, в зависимости от обстоятельств, смягчены или устранены с помощью различных технических приемов, основными из которых являются следующие:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: