Компании, объединяющие капиталы. 3 страница

Материалоемкость – один из важнейших показателей, характеризующий эффективность использования материальных ресурсов в общественном производстве. Измеряется затратами средств производства (перенесенной стоимости) на изготовление единицы продукции. Снижение материалоемкости посредством эффективного использования материальных ресурсов ведет к росту национального дохода. Причем экономия на материальных затратах не только увеличивает национальный доход, но и сберегает его, сокращая потребности в производственном накоплении. Эффективность использования материальных ресурсов в расчете на единицу продукции отражается в таких частных показателях, как металлоемкость, энергоемкость, электроемкость, цементоемкость и др.

Основными факторами снижения материалоемкости являются: широкое применение безотходных технологий, использование прогрессивных конструкций, применение новых экономичных материалов, эффективной организации труда и производства, повышение материальной заинтересованности каждого работника в результатах труда и др. Проблема снижения материалоемкости в нашей стране имеет исключительную актуальность, поскольку в конкурентной борьбе выживает то предприятие, которое имеет низкий уровень материалоемкости.

Матрица организационных проекций (соответствий) — таблица вида «функции-звенья».

Матричная организация (matrix organization) – тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность и перед руководителем данного конкретного проекта, где они работают постоянно.

Матричная организационная структура менеджмента -организационная форма, требующая органического подхода к ее проектированию, обеспечивающая необходимые условия для разработки и координации горизонтальных, неформальных и косвенных связей. Основой матричной структуры является соединение положительных сторон линейно-функциональной и программно-целевой структур. Для матричных структур характерно обязательное назначение конкретного менеджера инновационной программы.

Мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра.

Международный валютный фонд (мвф) – крупнейшая международная экономическая организация, регулирующая валютные отношения между государствами - членами и предоставляющая им кредиты. Является учреждением ООН. Создана в 1947 г. и практически включает все страны. В настоящее время РФ и все другие республики бывшего СССР являются членами МВФ. Капитал МВФ образуется из взносов стран-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой, которая определяется с учетом ее экономического потенциала и места в мировой торговле.

Межличностный стиль решения конфликтов (interpersonal styles for conflict resolution) – пятизвенная классификация подходов к разрешению конфликтов: недопущение конфликтных ситуаций, сглаживание конфликтов, искусственное финансирование, использование компромиссов, решение сути конфликтной проблемы.

Мелкосерийное производство (job shop conversion system) – тип организации производственного процесса, при котором подразделения или обрабатывающие центры специализируются на определенных операциях. Обрабатываемые изделия (или обслуживаемый клиент) небольшими партиями проходят через систему.

Менеджер инноватики – творческая личность и ученый организатор, способный получить заказ на перспективный проект производства конкурентоспособных товаров или услуг, подобрать коллектив исполнителей и реализовать проект со сдачей объектов «под ключ». Он отвечает за конечный результат, включая организацию производства и обучение персонала. Работает на базе современных компьютеризированных систем информационного, финансового и организационного обеспечения.

Менеджер – специалист по управлению производством; управляющий (директор) компанией, фирмой, банком, иными структурными подразделениями. Менеджеры имеются в каждой, даже небольшой фирме. Многие собственники средств производства передают функции управления специалистам в этой области - менеджерам, имеющим специальное образование и практическую подготовку. В большинстве отраслей США их удельный вес составляет до 8% числа всех работающих.

Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятием в условиях рыночных отношений Цель менеджмента - повышение эффективности производства и увеличение прибыли. Отличительной чертой менеджмента является его комплексность. Управление предприятием осуществляют менеджеры. Менеджер обязан обладать административными навыками: уметь спланировать работу и мобилизовать сотрудников на ее реализацию. Пионером введения менеджмента была компания «Стандарт ойл», владельцем которой был Д. Рокфеллер. Жесткая конкурентная борьба вынудила его отказаться от авторитарного стиля управления и создать центральные органы управления, обратиться за помощью к специалистам по маркетингу, финансам и т. д., без согласия которых те или иные управленческие решения не принимались.

Менеджмент инновационным процессом - непрерывный управленческий процесс, когда инновационные идеи, преобразующиеся в производственные планы и программы, стимулируют проникновение во все новые сферы производства и товарные рынки. Менеджмент инновационным процессом является самостоятельным объектом менеджмента.

Метод – средство квалифицированного достижения цели.

Метод (method) - структурно организованный набор задач, оценок и рекомендаций, обеспечивающий систематический подход или порядок.

Метод Oracle (Oracle method, ОМ) - интегрированный метод, состоящий из планов работы, руководств и шаблонов, которые предназначены для получения решений на уровне бизнес-системы предприятия.

Метод временных рамок (time box) - прием, используемый при управлении проектом. Состоит в фиксации продолжительности задачи и объема, выделяемых на нее ресурсов и изменении области применения проекта, исходя из того, сколько времени имеется на выполнение задач. Пути сокращения объема работ намечаются в списке возможностей, которые могут быть исключены при необходимости (в порядке убывания приоритета). Пути наращивания возможностей системы приводятся в подобном списке, упорядоченном по приоритетам

Метод Дельфи – метод прогноза, при котором в процессе исследования исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий. Свое название метод получил от названия знаменитого в античном мире оракула Дельфийского храма (дельфийский оракул).

Метод критического пути (critical path method) – техника осуществления руководства проектом, основной целью которой является обеспечение соблюдения графиков производства и конечных сроков работ. В основе ее лежит допущение того, что длительность событий поддается достаточно точной оценке.

Метод перт – метод оценки и пересмотра планов (project evaluation and review technique – pert) – система управления работами по проектам, основная цель которой заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение графиков производства и установленных сроков. Система учитывает неопределенность продолжительности событий.

Метод экстренных оценок (Delphi technique) – метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.

Методика, прием (technique) - особый подход к решению задачи. Методологическое средство обработки и обсуждения сложных деталей.

Механизм (mechanism) – совокупность инструментальных средств и методов, связанных алгоритмов решения существующей проблемы (задачи).

Миграция трудовых ресурсов – перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, независимо от продолжительности, регулярности и цели. Существуют четыре вида миграции трудовых ресурсов: безвозвратная (на постоянное жительство); маятниковая (ежедневные или еженедельные поездки людей от места жительства до места работы, расположенных в разных населенных пунктах); сезонная (перемещение к местам временной работы и жительства чаще всего на несколько месяцев); эпизодическая (деловые поездки).

Переход к рыночной экономике обострит нарастание безработицы и усилит миграционные процессы в стране.

Миграция трудовых ресурсов международная – перемещение, переселение трудоспособного населения из одной страны в другую; приводит к перераспределению трудовых ресурсов между различными странами и звеньями мирового хозяйства. Основными причинами миграции являются: безработица, относительно низкий уровень развития экономики, и, как следствие этого, низкий уровень жизни населения; замедленные темпы накопления капитала в одних странах и интенсивное накопление в других, что ведет в первом случае к избытку, во втором - к дефициту трудоспособного населения. Этот процесс имеет длительную историю. Первоначально районом массовой миграции были США, а районами эмиграции - Ирландия и Англия. Позже главными поставщиками трудовых ресурсов стали Восточная и Юго-Восточная Европа.

Современная международная миграция выявляет следующие закономерности:

1) Преобладающее значение имеет трудовая миграция, т.е. переселение в поисках работы, в том числе лучше оплачиваемой. В 80-е годы удельный вес внешней миграции в общем приросте населения в США составил 50% ежегодного прироста населения; в Канаде, Франции, Австралии - 25%. Напротив, в Ирландии, Греции, Португалии в результате массовой эмиграции произошла депопуляция населения;

2) Происходит постоянный рост объемов миграции трудовых ресурсов, который становится типичным явлением социально-экономической жизни общества. На начало 90-х годов в мире трудящихся-мигрантов с членами их семей, мигрантов-сезонников, нелегальных иммигрантов насчитывается 100-125 млн. чел, из них более половины - из развивающихся стран. Две трети из них находятся в индустриально развитых государствах. В настоящее время в мире существует несколько центров притяжения иностранных трудовых ресурсов: Западная Европа, США (миграционная квота в 60-х годах составляла 332 тыс., в 1992-1994 годах увеличена до 775 тыс. чел. в год), Ближний и Средний Восток, Латинская Америка (Аргентина, Венесуэла, Бразилия), юг Африки (ЮАР), Израиль. Из названных центров притяжения трудовых ресурсов привлекает особое внимание ближневосточный центр, где доля иммигрантов достигает 65% населения этого района. (В Объединенных Арабских Эмиратах 90% всех рабочих - иностранцы);

3) Нарастание абсолютных масштабов нелегальной иммиграции, отражающей углубление процесса расслоения мира на богатых и бедных. Так, в США ежегодный нелегальный миграционный поток составляет 1,2 млн. чел;

4) Увеличение удельного веса высококвалифицированных специалистов в общей численности мигрантов. В конце 80-х годов «утечка умов» увеличилась из стран Восточной Европы, затем из стран СНГ.

Микроэкономика– теория, изучающая экономические процессы на уровне отдельного предприятия, корпорации. В условиях перехода страны на рыночные отношения значение микроэкономики растет.

Многонациональная корпорация – группа предприятий, расположенных на территории нескольких стран, но подчиняющихся единому руководству.

Появление многонациональной корпорации являетсяхарактерной чертой развития капитализма после второй мировой войны.

С юридической точки зрения многонациональная корпорация может рассматриваться как группа, объединяющая филиалы, расположенные в нескольких странах. Однако характер связей, благодаря которым какая-либо компания может осуществлять контроль за деятельностью предприятия, не владея общей с ним собственностью, очень разнообразен: контракты на обработку деталей или на подрядные работы, соглашения о сбыте или франшизе, уступка патентов - все это обычные методы, с помощью которых многонациональные корпорации распространяют свое влияние далеко за пределы собственных филиалов.

Характеристика многонациональной компании, обладающей большим экономическим и, следовательно, политическим весом, требует обращения к понятиям силы и власти. Вес компании определяется, прежде всего, ее размерами; малое или среднее предприятие, имеющее отделения на территории нескольких стран, еще не является многонациональной корпорацией; в то же время к таким компаниям можно отнести некоторые крупные промышленные предприятия с громадным оборотом (по сравнению с которым бюджеты и даже ВНП ряда государств выглядят незначительными, а то и вообще смехотворными), даже если их производственный потенциал сосредоточен главным образом в одной стране, откуда их продукция экспортируется в остальные страны мира. Овладение передовой технологией, безусловно, содействует укреплению могущества многонациональной корпорации, однако это могущество определяется тем, в какой степени компания, исходя из глобального видения мирового рынка, использует все имеющиеся в ее распоряжении средства (коммуникации, связь, компьютерную обработку данных и т.д.), чтобы определить и осуществить стратегию такого масштаба. Будучи действительно транснациональным центром решений и действий, она оказывает значительное влияние на мировую экономику.

Благодаря своим решениям в области капиталовложений и выбору мест размещения производства, многонациональные корпорации играют важную роль в распределении мирового производственного потенциала. Их влияние на международную торговлю пропорционально их участию в этой торговле; по некоторым оценкам торговля осуществляется между различными подразделениями одних и тех же многонациональных групп, составляет почти половину мирового импорта. Масштабы их международных финансовых операций, идет ли речь о финансировании капиталовложений или об управлении денежной наличностью, обеспечивают им привилегированное положение в качестве заемщиков или вкладчиков на рынке евровалют. Содействуя обороту капиталов, людей и техники, они в значительной степени способствовали экономическому росту и развитию. Однако их экономическая мощь является источником скрытых конфликтов с теми государствами, на территории которых осуществляется их деятельность. Поскольку власть государственных органов не распространяется за пределы национальной территории, эти органы не имеют возможности диктовать свою волю многонациональным корпорациям. Промышленно развитые страны, стремящиеся в первую очередь не допустить того, чтобы какая-либо многонациональная группа могла злоупотреблять своим доминирующим положением, а также страны третьего мира, добивающиеся доступа к технологическим знаниям, которыми обладают многонациональные предприятия, всеми силами стараются заключать межгосударственные соглашения, устанавливающие для многонациональных компаний определенные нормы поведения. Однако прогресс на этом пути идет медленно и с большим трудом; на сегодня главный результат этих попыток состоит в том, что многонациональные корпорации придерживаются правил поведения, которые они установили для себя сами.

Модель (model) – представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т.е. самого предмета. Модели играют полезную роль, потому что они упрощают реальность и тем самым облегчают возможность увидеть внутренние отношения.

Модель линейного программирования (model, linear programming) – модель, используемая для оптимизации распределения дефицитных ресурсов между конкурирующими потребностями.

Модель массового обслуживания (queuing, model) – модель, используемая для определения оптимального числа предприятий обслуживания, исходя из потребности в них. Называется также моделью очереди.

Модель принятия решений Врума-Йеттона (Vroom-Jetton leadership decision model) – вероятностная модель руководства, делающая упор в процессе принятия решений и определяющая пять типов руководства, образующих непрерывный континуум: от автократического до демократического.

Модель управления запасами (model, inventory) – модель, используемая для оптимизации графика размещения и размера заказов на ресурсы, а также размера необходимых запасов.

Модель Хоманса (Homans’s model) – теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.

Монетарное правило – правило, сформулированное сторонниками монетаризма. Его суть заключается в следующем: масса денег в обращении должна ежегодно возрастать темпами, равными потенциальному темпу роста реального валового национального продукта (ВНП). Согласно этому правилу, денежная масса в стране должна устойчиво увеличиваться темпами от 3% до 5%.

Монополия (monopole) – ситуация на рынке, при которой отсутствует конкуренция на стороне предложения, то есть имеется лишь один продавец.

Для описания рынка одного покупателя современная экономическая теория использует термин монопсония.

Истоки монополии: Она может быть создана законодательно, в пользу государства, государственного предприятия или частного лица (табачная монополия, монополия на алкогольные напитки, на порох, монополия организованных рынков зерновых) или быть защищена законом (патент на изобретение). Она может иметь естественную основу, если одно предприятие располагает всем добываемым продуктом природы.

Монополия может возникать на последней стадии процесса концентрации; может быть результатом субъективного отношения покупателей, если рекламе удается склонить их к убеждению, будто лишь одна определенная торговая марка представляет продукт, являющийся предметом их спроса. Монополия может также осуществляться коллективно: например, при картельных соглашениях, заключенных, добровольно или нет, между независимыми предприятиями, или же в тех случаях, когда действующими правилами определенная сфера деятельности закреплена за определенными лицами, и на их услуги устанавливаются расценки (речь идет о должностных лицах).

В некоторых случаях монополия ограничивает, но не уничтожает конкуренцию. Это относится к монополии штандарта, закрепляющей за отечественными транспортниками определенные морские перевозки, в частности, перевозки товаров и пассажиров между двумя пунктами, находящимися под юрисдикцией этой монополии (например, между метрополией и Корсикой).

Последствия монополии:Условия формирования цен и определения объема производства могут быть различными в зависимости от целей, которые ставит перед собой управление монополией.

В условиях капитализма, когда управление монополией нацелено на получение максимальной прибыли, монополия может привести к неблагоприятной, по сравнению с конкурентной, ситуации для потребителей.

В этом случае продажная цена, обеспечивающая максимальную прибыль от производства, определяемого в зависимости от функции кривой спроса, устанавливается на уровне, соответствующем точке, в которой предельная выручка равна предельно высокой себестоимости: дополнительная прибыль на дополнительную единицу продукции в этом случае будет отрицательной. Продажная цена, превышающая как предельно высокую, так и среднюю себестоимость, обеспечивает предприятию монопольную ренту.

На один и тот же продукт или услугу устанавливаются различные цены, если спрос на них не совсем равномерный: так, назначая разные цены в разных районах или же для разового использования в зависимости от различной эластичности спроса, монополист может повысить общую сумму ренты.

Последствия монополистических позиций могут быть весьма тяжелыми для потребителя:

· при равной себестоимости цена устанавливается на более высоком уровне, чем при наличии конкуренции; рента, в конечном счете, взимается с потребителя;

· цена может повышаться, увеличивая тем самым ренту, тем больше, чем менее эластична кривая спроса, поэтому особенно легко повышаются цены на предметы первой необходимости;

· ограничивается объем производства, так как при определенной кривой спроса цена возрастает; чтобы избежать уменьшения объема производимой продукции, потребуется значительное снижение средней себестоимости вследствие создания монополии. Таким образом, монополия имеет мальтузианский эффект: она приводит к тому, что потребитель частично теряет преимущества от концентрации производства, тем более, если откладываются структурные преобразования экономики, способные снизить себестоимость; именно это и происходит при обычном картельном соглашении. К тем же последствиям могут привести и налоговые монополии (табачная – во Франции и в Италии, монополия на спиртное - во Франции и в Федеративной Республике Германии, на соль – в Италии), так как они должны обеспечивать государству максимальный объем чистой прибыли, соответствующий доходу от их эксплуатации.

Последствиям монополии может противостоять отсутствие конкуренции на стороне покупателей; это происходит при двусторонней монополии, когда монополии на каком-либо рынке противостоит монопсония; к подобному результату могут привести два соглашения в виде образования предприятия по совместной продаже и картеля по закупке сырья и полуфабрикатов; рабочий и предпринимательский профсоюзы, противостоящие друг другу, создают аналогичную ситуацию на рынке труда. Разделение валовой прибыли между обеими сторонами, определяемое положением на рынке при нехватке покупателей, будет зависеть от соотношения их сил.

Для борьбы против монополистических позиций и тех злоупотреблений, к которым может привести монополия, если ее единственной целью является получение максимальной прибыли, используют следующие средства:

В условиях либеральной экономики:

· законодательство, запрещающее или ограничивающее концентрации и соглашения (антитрестовские законы в Соединенных Штатах, регламентация картельных соглашений во Франции и в рамках Общего рынка);

· открытие отечественного рынка для зарубежной конкуренции; впрочем, картельные соглашения не всегда замыкаются в государственных границах;

В условиях плановой экономики:

· установление цен и тарифов «сверху», способное уничтожить монопольную ренту, но не всегда обеспечивающее объем производства, равный тому, который достигается конкуренцией;

· превращение частных монополий в государственные путем их национализации с расчетом, что это позволит управлять ими в интересах потребителя; национализация дает возможность пользоваться преимуществами концентрации производства, не допуская злоупотреблений, к которым приводят монополистические позиции; к ней прибегают в тех случаях, когда монополия неизбежна (средства коммуникации, распределение газа и электричества).

Монопроекты - проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта.

Мотиваторы (motivators) – в двухфакторной теории Герцберга это – факторы мотивации, которые в отличие от гигиенических факторов, проистекают из сущности самой работы.

Мотивация (motivating) – процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

Мотивация по принципу кнута и пряника (carrot – and stick-motivation) – намеренное и интенсивное использование внешних поощрений и наказание мотивации сотрудников, сходное с легендарным методом, заставляющим двигаться осла.

Мультипликатор (инвестиционный) – метод анализа, разъясняющий воздействие инвестирования на рост дохода; также коэффициент прироста общего дохода в отношении к объему дополнительных капиталовложений.

Первоначально (1931 г.) предложен Р.Ф. Каном в качестве мультипликатора использования средств. Идея основывалась на сделанном им наблюдении, что определенный объем первичного дополнительного использования средств приводит к появлению вторичных форм их использования в результате последовательного роста распределения доходов и связанных с ним расходов. Эта идея была систематизирована Кейнсом и представлена в виде коэффициента-мультипликатора инвестирования. Его смысл: добавочный расход на капиталовложение создает последовательные волны доходов, величина которых зависит от склонности их получателей к потреблению; таким образом, коэффициент-мультипликатор может быть измерен по следующей формуле:

В развитых странах этот коэффициент колеблется между 2 и 3,5, так как склонность к потреблению здесь обычно меньше единицы. В развивающихся странах этот показатель может быть небольшим, так как склонность к накоплению там обычно невелика.

Применение этого показателя выявляет весьма важный феномен, заключающийся в том, что первоначальное вложение капитала создает тенденцию к увеличению общего дохода на сумму, превышающую размер его распределения, связанный с расходами на потребление.

Тем не менее, практическое использование этого момента осложнено тем, что необходимо знать предельную склонность к потреблению и накоплению, а также иметь оценку длительности периода распространения доходов.

Мультипликатор (экспортный) – коэффициент, выражающий отношение роста национального дохода к начальному приросту поставок на экспорт.

Дополнительное увеличение экспортных поставок, связанное с развитием зарубежного спроса, влечет за собой при прочих равных условиях увеличение производства, порождающее дополнительные доходы, которые через расходы на потребление и инвестирование также влияют на рост производства. В дальнейшем все повторяется снова.

Этот экспортный мультипликатор не что иное, как инвестиционный мультипликатор в приложении к открытой экономике. Анализ метода, разработанного Колином Кларком, выявляет косвенное воздействие развития экспортных поставок на рост национального дохода. Однако в этом случае эффект мультипликации (умножения) обычно называют эффектом ускорения.

Мультипроекты - представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения.

Мэрджер (фр. maied, лат. major - старший, большой, более: поздний, англ. Merger - слияние, объединение, поглощение) – поглощение одной фирмы другой компанией.

-Н-

Накладные расходы (overhead) - расходы, связанные с предоставлением таких услуг, как аренда, электро- и теплоснабжение и др.

Накопление капитала – применение прибавочной стоимости в качестве капитала, или обратное превращение прибавочной стоимости в капитал. Существует производственное и непроизводственное накопление. Производственное накопление предназначается для расширения производства, непроизводственное - развивает социальную сферу и тем самым способствует улучшению условий жизни населения.

Налоги – обязательные платежи в государственный (местный) бюджет, производимые как частными лицами, так и предприятиями. Выступают как форма мобилизации государством финансовых ресурсов для содержания государственного аппарата и оказания услуг населению (пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение и др.). Прогрессивное налогообложение - такая его форма, при которой норма обложения возрастает по мере увеличения дохода. Регрессивное налогообложение - форма налогообложения, норма которого уменьшается по мере возрастания дохода.

В развитых странах налоги обеспечивают около 90% поступлений в центральный и свыше 70% в местный бюджет. Налоговая политика выступает важным регулятором экономики, стимулирования научно-технического прогресса. Налоги выполняют функцию перераспределения финансовых ресурсов. Они мобилизуют от 30% валового национального продукта (США, Япония) до 50% (Франция, ФРГ). В структуре налогов индивидуальный подоходный налог обеспечивает от 25 до 50% общих поступлений бюджета. Минимальная налоговая ставка - от 10 до 25%, максимальная до 70%. В предпринимательском секторе налоги на прибыль составляют от 30 до 50 %. По принципам обложения налоги могут быть прямые и косвенные.

Прямые налоги налагаются непосредственно на индивидуумов (подоходный налог, налог на наследство). Существуют и косвенные налоги, которыми облагаются товары и услуги, и взимаются они с массового потребителя. Последний включает в себя: акцизы - налоги, взимаемые через цены потребительских товаров, в том числе и на товары государственной монополии, на которые устанавливаются завышенные цены, через которые государство взимает налоги с потребителя; таможенные пошлины, налоги, взимаемые при ввозе или вывозе товаров за границу.

Налог на собственность взимается как с собственности движимой, так и недвижимой. Он взимается со стоимости зданий, земли, оборудования, торгово-промышленных помещений и т. п. Его плательщиками являются физические и юридические лица - собственники или арендаторы имущества. Плательщиками также являются физические лица, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие строения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: