(по Г. Лассуэллу):
1. прагматическая мотивация связывает участие личности в политической жизни с достижением сугубо практических результатов (рациональный вид мотивации);
2. мотивация, обусловленная желанием приобщиться к историческому процессу, стремлением оставить след в истории;
3. бескорыстная мотивация объясняется желанием человека служить людям;
4. групповая мотивация связана с нахождением человека в той или иной социальной группе, коллективе, которые вовлекают его в политику в соответствии с интересами и целями, преследуемыми ими;
5. корыстная мотивация объясняется стремлением личности использовать своё участие в политической деятельности в своих личных интересах.
Этапы политической социализации:
1 этап. Формируется осознание политической власти как более важной, чем власть родителей (политизация). Власть воспринимается как конкретные фигуры.
2 этап. Формируется политическое «Я». Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют политические институты, должностные лица.
|
|
3 этап. Человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие. Членство в политических организациях, участие в политической деятельности.
Агенты политической социализации:
Специальные: | Неспециальные: | |
- органы государства; - политическое образование в учебных заведениях; - политические союзы, партии, общественные организации; - трудовые учреждения; - средства массовой информации. | - семья; - школа; - сверстники. Не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида. |
Цель – социализировать личность политически.
Типы политической социализации:
1. гармоничный тип характеризуется нормальным отношением человека к институтам власти, уважительным подходом к существующим порядкам, стремлением к выполнению своих гражданских обязанностей;
2. гегемонистский тип характеризуется резко критическим отношением человека к любым политическим порядкам, политическим системам, властям, кроме тех, которые предлагаются им;
3. плюралистический тип – личность признаёт равноправие в обществе, считается с мнением других граждан и готова изменить свои политические оценки, если ошибочность их будет доказана;
4. конфликтный тип – личность тяготеет к разжиганию противоречий в коллективе, к созданию противостоящей ему группировки в целях достижения своих интересов и целей;
5. конъюнктурный тип – политические взгляды и поведение личности всецело зависят от ситуации, к которой человек приспосабливается для обеспечения своих корыстных интересов. Отличительная черта – беспринципность.
|
|
Главная задача политической социализации – формирование устойчивых ценностных воззрений, самостоятельного и ответственного субъекта политики на основе свободного выбора им политических ориентиров. |
Политические личности:
Аполитичный тип личности с низкой политической активностью | Тип личности опосредованной включенности в политику | Личности с большой политической активностью |
Отсутствует интерес к политике, к происходящим в обществе событиям. | Люди живо интересуются политическими проблемами, имеют определённую точку зрения на события, которая может колебаться в зависимости от конъюнктуры. | Профессиональные политики, политические лидеры, общественные деятели. |
Формы политического поведения:
Политическое участие: | Политическая деятельность: | |
- участие в выборах; - участие в референдумах, митингах, демонстрациях; - единовременное или периодически повторяющееся воздействие индивидов на политическую власть; - участие в деятельности общественно-политических организаций; - написание писем авторитетным политическим деятелям; - контакты с представителями органов власти. | 1. Профессиональная работа в различных политических институтах по изменению или совершенствованию в обществе политических отношений. 2. Работа в государственных структурах. 3. Работа в аппарате политических партий и общественных организаций. |
Типы политического поведения:
Борьба | – | основывается на непримиримости позиций; политический противник – враг; цель - уничтожение противостоящей стороны; основной ресурс - страх, насилие. |
Война | – | вооружённая борьба, в которую вовлечены страны, большие массы людей; вопрос: кто кого? |
Бунт | – | бурная, идущая от низов, стихийно возникшая попытка разрешения конфликта между управляющими и управляемыми; выливается в беспорядки, поджоги, убийства. |
Мятеж | – | вооружённое и организованное выступление части офицерского корпуса или группы единомышленников, имеющих опыт нелегальной работы, организация противоправных актов с использованием насилия. |
Революция | – | глубокое и качественное изменение в развитии общества; возникает в результате нарастания противоречий, накапливающихся в процессе эволюционного развития. |
Политическая игра – метафорическое наименование политического маневрирования, интриги, закулисных споров, сделок, скрытых замыслов за фасадом безупречных политических отношений. Это - наличие двух или нескольких состязающихся сторон, чередование успехов и неудач, отбор сильных и слабых.
Права человека:
гражданские (личные) – гарантирующие личную свободу;
политические – определяющие возможности участия граждан в управлении государственной и общественной жизнью;
экономические – фиксирующие право на собственность, предпринимательство и т.д.;
социальные – обеспечивающие человеку достойный уровень жизни и социальную защищённость;
культурные, гарантирующие духовное развитие личности.
Политические права и свободы:
1. свобода слова, печати, собраний, общественных объединений и др.;
2. избирательные права;
3. равенство всех перед законом;
4. право на гражданство;
5. право на свободу мысли, совести, религии и убеждений.
Конформизм (лат. «сходный», «подобный»,) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п.; отсутствие собственных позиций, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (авторитет, традиция и т.п.).
Вопросы для самопроверки:
|
|
1. Охарактеризуйте личность как субъект и объект политики.
2. Каковы мотивы участия личности в политике?
3. Что такое политическая социализация личности?
4. Каковы этапы политической социализации?
5. Каковы типы политической социализации?
6. Какова главная задача политической социализации?
7. Охарактеризуйте типы политической личности.
8. Каковы формы политического поведения, политического участия?
9. Охарактеризуйте типы политического поведения.
10. Каковы политические права и свободы человека?
Литература:
1. Борисов А.П. Политология: Учебное пособие – М: Белые альвы, 1996, с. 9 - 15, с. 100-101.
2. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.
3. Кравченко А. И. Основы социологии. – М.: Лотос, 1998.
4. Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов. Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 1999.
Тема урока: