Понятие и состав общей (балансовой) прибыли

Общая (балансовая) прибыль – сумма прибылей (убытков) организации от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.

Общая (балансовая) прибыль включает три укрупненных элемента:

прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

прибыль (убыток) от финансовой деятельности;

прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности

Под реализацией продукции понимается не только продажа производимых товаров, имеющих натурально–вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.

Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах, налоговыми и неналоговыми платежами, уплачиваемыми из выручки, и затратами на ее производство и реализацию.

Рассчитывается по формуле:

Пр = В – НДС – А – Ср,

где,

Пр – прибыль от реализации продукции;

В – выручка от реализации продукции;

НДС – налог на добавленную стоимость;

А – акцизы;

Ср – себестоимость реализованной продукции

Прибыль от реализации основных фондов (По. ф.) и нематериальных активов (По. ф. + н. а.) рассчитывается по формуле:

По. ф. = В – НДС – Оо..ф. – 3,

где,

В – выручка от реализации основных фондов;

НДС – налог на добавленную стоимость;

Оо. ф – остаточная стоимость основных фондов;

3 – затраты по демонтажу и реализации основных фондов.

Планирование прибыли. Метод прямого счета.

Прибыль планируют раздельно по всем видам деятельности организации.

Объектом планирования являются элементы общей (балансовой) прибыли, в первую очередь прибыль от реализации товаров (работ, услуг).

Основой расчета прибыли служит прогнозируемый объем продаж.

После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных контрактов.

Производственная программа зависит от плановых объемов реализации от величины запасов готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода.

В свою очередь производственная программа является основой для расчета потребности в материалах.

Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда.

Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость.

В результате проведенных расчетов формируется производственная себестоимость реализованной продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

На следующем этапе составляется смета административных и коммерческих расходов.

На основе этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции.

Для планирования общей (балансовой) прибыли используются данные о предстоящих финансовых, а также инвестиционных доходах и расходах.

Данный метод планирования прибыли носит название метода прямого счета.

Более простой вариант предполагает укрупненный расчет по позициям плана.

используется универсальная формула, которую можно представить, в виде:

Рпр = Он + Тпр – Ок, где, Рпр – объем реализованной продукции, исчисленный в двух оценках:

по ценам продаж и полной себестоимости;

н и Ок – соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода, также исчисленные в двух оценках: по ценам продаж и производственной себестоимости;

Тпр – объем выпуска готовой продукции, исчисленный по ценам продаж и полной себестоимости.

После того, как объем реализованной продукции будет рассчитан в двух оценках – по ценам продаж и полной себестоимости, определяется прибыль от реализации как разница между ценой и себестоимостью.

р = Врп – Срп где, Пр – прибыль от реализации продукции; Врп – выручка от реализации продукции;

Срп – себестоимость от реализованной продукции

40. Сущность и этапы аналитического метода планирования прибыли

При незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции используется аналитический метод планирования прибыли.

Этот метод применим при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости или в качестве проверочного к методу прямого счета.

При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой несравнимой товарной продукции.

Сравнимая продукция выпускается в базисном году, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. На этой основе определяется базовуя рентабельность:

Рб=(По/Сп)*100%,

где, По – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного периода, когда точный размер прибыли еще не известен);

Сп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет ведется в определенной последовательности:

1) с помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем готовой продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года.

2) Рассчитывается изменение себестоимости продукции в планируемом году.

3) Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе планируемых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности.

4) После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен.

5) Влияние на прибыль всех перечисленных факторов определяется путем их суммирования.

6) Теперь следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и на конец периода.

41. Бюджетирование как составной элемент планирования.

Составление бюджета является процессом тактического планирования. Процесс составления, принятия годового бюджета организации и последующий контроль за его использованием называется бюджетированием. В мировой практике бюджетирование — это элемент менеджмента, ориентированный на управление организацией (в денежных показателях), представляющий собой методологию планирования, учета и контроля движения денежных средств и финансовых результатов. Таким образом, бюджетирование – это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.

Сводный бюджет объединяет две составные части: операционный и финансовый бюджеты.

Операционный бюджет содержит:

бюджет продаж; бюджет производства; бюджет прямых затрат на материалы; бюджет прямых затрат на оплату труда; бюджет общепроизводственных расходов;

бюджет производственных затрат (объединяет бюджеты прямых затрат на материалы и оплату труда, а также общепроизводственных расходов); бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов); бюджет управленческих расходов; бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках).

Финансовый бюджет включает:

инвестиционный бюджет; бюджет движения денежных средств; прогноз баланса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: