ФГОС ВПО – нормативная основа социального образования

ФГОС ВПО – это комплексная обобщенная социальная норма федерального уровня и «рамочного», но достаточно «жесткого» типа по отношению к содержательным и организационным параметрам ВПО для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля, призванная по соответствующей предметной области ВПО обеспечить:

· единство общероссийского пространства высшего образования;

· социально-необходимое качество высшего образования на всей территории РФ;

· основу для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

· признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании

Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов ВПО осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта: [ФЗ; Принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года, одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года ]).

Отличительные черты ФГОС ВПО:

1. Конституционные обоснования:

«Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» (Конституции РФ, ст. 43, п.5).

2. Концептуальные параметры:

· использование терминов и определений;

· формирование требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) в виде компетенций в профессиональной и социально-личностной деятельности;

· формулирование целей по направлению подготовки;

· разработка ФГОС в целом на направление подготовки, включая уровни высшего образования;

· преимущественная ориентация стандартов на показатели «выхода»;

· сопряженность ООП со сферой труда;

· усиление воспитательного потенциала стандартов

3. Структурные параметры:

· устранение компонентной структуры стандартов, т.е. разработка стандартов без деления их на федеральный, национальный и вузовский компоненты;

· переход к установлению трудоемкости в зачетных единицах, совместимых с ECTS (вместо часовых эквивалентов).

4. Содержательные параметры:

· отказ от жесткой регламентации содержания образования;

· предоставление вузам права отбора (формирования) содержания образования;

· введение базовой и вариативной части содержания образования

· введение научно-исследовательской работы как обязательного компонента ООП для всех уровней высшего образования);

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: