Стратегические ориентиры федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Введение федерального государственного образовательного стандарта в практику дошкольного образования Алтайского края напрямую зависит от знания и понимания конкретным педагогом, руководителем образовательной организации, родителями, представителями муниципальной службы концептуальных и стратегических положений документа, оснований, определивших его разработку.

Александр Асмолов – руководитель рабочей группы по созданию Стандарта дошкольного образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова, поясняет: «Почему мы вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда. Следовательно, мы должны предложить правила игры между родителями, обществом, педагогами и детьми, главными игроками в этой ситуации, которые непременно должны быть в выигрыше. Правила развития ребенка, а не его обучения. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом».

Стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность требований к дошкольному образованию и регулирует отношения, возникающие при реализации образовательной программы и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, и родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Содержание требований Стандарта включает в себя все основные требования дошкольного образования. Прежде всего, обеспечение условий, возможностей для полноценного проживания каждым ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного).

Для того, чтобы случилось полноценное проживание ребенком каждого возрастного этапа, взрослый, находящийся с ребенком обязан понимать особенности каждого возраста. Младенчество характеризуется тем, что ребенок неразрывно связан со взрослым. Социальная ситуация «МЫ» - это комфортная, благоприятная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста. Эмоционально-непосредственное общение взрослого с ребенком формирует становление первой потребности малыша – потребности в другом человеке. Только развиваясь рядом со взрослым ребенок обретает возможность стать человеком. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что «первое, что мы должны воспитать у наших детей и что развивается на протяжении всего детства – это потребность детей в человеке, другом человеке, сначала в матери, отце, затем в товарище, друге, наконец в коллективе и обществе». Очень важно в этот период много говорить с ребенком, улыбаться, рассказывать ему сказки, стихи, описывать то, что окружает в данный момент ребенка, постоянно расширяя окружающее пространство. Говорить необходимо эмоционально выразительно, используя точные и красивые слова и выражения, способствуя обретению ребенком доверия к окружающему миру. Обратите внимание на развитие сенсорных процессов, создание возможности манипулирования с предметами, «максимально расширять и развивать широкую ориентацию ребенка в окружающей действительности» (Л.Ф. Обухова).

Ранний возраст характеризуется тем, что ребенок обретает некоторую самостоятельность: начинает произносить первые слова, начинает ходить, развиваются действия с предметами. В этом возрасте ребенок поглощен предметами, возникает предметная деятельность, направленная на усвоение общественно-выработанных способов действия с предметами. Также огромное значение в этот период имеет слово, выступающее в функции орудия. Именно в этот период происходит интенсивное развитие речи, овладение родным языком, а в двуязычной среде - двумя языками. К концу раннего возраста ребенок начинает отделять себя от взрослого и возникает новая социальная ситуация развития ребенка – выход за пределы своего семейного мира и появление взаимоотношений с миром взрослых людей.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок осваивает мир взрослых взаимоотношений. Его основная потребность – жить вместе с окружающими людьми той реальной жизнью, которую он видит вокруг. Происходит реализация этой потребности в опосредованной деятельности – в игре. Игра исключительно важный, но не единственный тип детской деятельности в этот возрастной период. Изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки – значимые виды деятельности для полноценного развития ребенка. Необходимо подчеркнуть, что во всех специфически детских видах деятельности важен процесс обучения, т.е. освоение ребенком общественно выработанных способов действия. И для этого необходимо создавать условия: относительно возрастных особенностей продумывать мотивацию, пробуждение интереса к деятельности, предоставление возможной самостоятельности каждому ребенку, проявления инициативы и гарантии реальной, не на словах, поддержки этой инициативы взрослым, выбора средств и способов для решения возникающих задач, выбор партнеров, практической применяемости (того, что ребенок узнает, создает, пробует делать,) в собственной жизнедеятельности.

Стандарт подчеркивает, что необходимо каждому ребенку, учитывая именно его особенности развития, обеспечить возможность обогащения (амплификации) развития. Педагогу важно понимать, что опираясь на имеющийся опыт ребенка, его достижения в развитии, необходимо на основе партнерского взаимодействия, в активной со стороны ребенка, совместной деятельности позволить ему на протяжении всего дня открывать новые горизонты познания, чувствовать этот мир, его оттенки, понимать собственные состояния, настроения, учиться созидать. Ребенок – субъект (активный участник) образовательных отношений.

Организация образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, как подчеркивает один из разработчиков Стандарта Т.В. Волосовец, должна осуществляться таким образом, «чтобы ребенок не уставал от детства».

Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка, а также гарантий общества, которое хочет, чтобы росли дети культуры достоинства, а не дети риска.
«Нам, как никогда, нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки детства — книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. Есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребенка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства».

Одной из животрепещущих тем организации образовательного пространства, является обеспечение преемственно-перспективных связей дошкольной образовательной организации и школы. И, очень часто именно в этих вопросах возникает недопонимание между педагогами, усиливающееся пожеланиями родителей. Разработчики Стандарта четко определяют наши позиции в этом вопросе. «Мы утверждаем, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. Дети должны подойти к периоду школьного обучения такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят - действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен. Невротиком становится тот, кто не доиграл в детстве. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества». Именно эту стратегию государственной политики мы должны воплотить в жизнь через выполнение требований, заложенных в Стандарте. От корректной, слаженной просветительской работы педагогических коллективов с семьями воспитанников зависит, насколько ФГОС дошкольного образования станет понятным и нужным для родителей документом, навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели вместе помогут каждому ребенку приобщиться к культуре. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Эти ключевые задачи необходимо осознать и принять педагогам начальной школы. Стандарт обращает наше внимание на необходимость выбора таких методов и приемов, которые бы пробуждали у ребенка мотивацию к познанию и творчеству, способствовали формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. «Мы должны учитывать, что дети открывают этот мир в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями».

Дети дошкольного возраста непосредственны, активны, но познавать могут только то, что им действительно интересно. А интересно не может быть по расписанию, не может быть только тогда, когда этого захотел взрослый. Одной из ключевых задач для педагога дошкольного образования является пробуждение интереса детей к тому или иному виду деятельности, творчества.

«Развитие воображения и всего взрастающего на нем творческого потенциала ребенка - прямая, более того центральная задача дошкольного образования как базиса образовательной системы. Но развивать воображение необходимо не столько как познавательную, сколько как универсальную способность. Ведь оно - не просто выдумывание новых и необычных образов, тем более - не досужее фантазирование, уносящее ребенка в «мир грез». Это еще и умение посмотреть на то, что и как ты делаешь, «со стороны», глазами другого человека, глазами всего человеческого рода, как об этом писал выдающийся отечественный философ Э.В. Ильенков. Ребенок оседлал палочку и скачет на ней, как на лошадке. При этом он ведь вживается в образ другого человека - наездника. Он как бы смотрит на ситуацию двумя парами глаз. И так везде. А мы идем совсем другим путем. Возникают у ребенка затруднения в рисовании, письме, игре на музыкальном инструменте, выполнении какого-то движения на физкультурном занятии - взрослый ужесточает муштру, заставляет ребенка заново и заново отрабатывать образец. А все дело в том, что ребенок просто не видит себя со стороны, у него нет внутренней опоры, этой самой «многоглазости» - того, что дает творческое воображение. Он в детстве недоиграл, недорисовал, недосочинял… Недообщался со взрослыми и сверстниками.
Конечно, развитие воображение - не панацея, а способ не иметь многих проблем. Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Ведь их соавторы и советчики - все человечество, пусть они об этом и не подозревают. Они жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень избирательны и критичны. Прежде всего - к самим себе. Воображение избавляет детей, а потом - и взрослых от самого страшного - внутреннего одиночества.
Развитие воображения, развитие творчества – главнейший залог формирования у ребенка готовности к школе. А его подмена дидактическим тренажом, натаскивающим упражнениями в рамках изучения псевдо школьных «учебных предметов», которым сегодня так увлечены некоторые педагоги и родители, - верный путь выработки у ребенка школьной неготовности. Причем – в таких ее проявлениях, преодолеть которые в школе будет очень трудно, если не невозможно».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: