Психофизиологические особенности детей 4 -6 лет

Музыкальное развитие ребенка является важной частью всего психофизического развития. За дошкольный период дети проходят большой путь развития и накопления музыкальных впечатлений.

При рассмотрении детской музыкальной одаренности выделяют сензитивные периоды[1] развития. При этом исследователи указывают на то, что у музыкальных способностей наиболее ранний сензитивный период – до трех лет [Юркевич]. Есть также данные о том, что музыкальные способности начинают закладываться уже в период внутриутробного развития: М. Л. Лазарев, исследуя вопрос воздействия музыки на развитие плода, говорит об ее благотворном влиянии на физиологическое и психическое развитие [Лазарев].

Говоря об условиях формирования и развития музыкальной одаренности в сензитивный период, выделяют две сферы, оказывающие влияние на ребенка: социальную и образовательную.

К социальной относится, в частности, семья. Существуют данные о том, что по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае, там, где в семье любят музыку. [Юркевич] Немаловажным, является контакт педагога с родителями, которые оказывают сильное влияние на музыкальное развитие ребенка. Родители в силах создать такую среду, которая будет способствовать проявлению интереса ребенка к музыке.

К образовательной среде детей до трех лет можно отнести занятия в детском саду, кружках, домашнее обучение. Здесь важно, чтобы ребенок был увлечен музыкой, вовлечен в музыкальные игры, имел возможности звукоподражания животным, голосу взрослого, инструментам, ведь именно в возрасте до трех лет интенсивно развивается музыкальное восприятие, что способствует развитию музыкальных способностей.

После сензитивного периода развитие музыкальных способностей возможно, но в значительной мере затруднительно [Зимина], так как музыкальное развитие после трех лет опирается на «фундамент», заложенный в первые годы жизни. Как уже говорилось выше, музыкальные способности являются наиболее ярко проявляющимися в дошкольном возрасте, однако требуют создания способствующих их развитию условий, под которыми подразумевается не только работа педагога с детьми на занятиях пением и музыкой, но и сопровождение деятельности детей в течение всего дня. Все это необходимо учитывать при организации музыкально-образовательной деятельности с одаренными детьми-дошкольниками.

У детей 4-х лет внимание еще неустойчиво, зависит от новизны и привлекательности объектов восприятия. В этом возрасте происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песенки. Дети способны различать регистры, например в игре «Угадай, кто поет?» дети без труда могут различать высокие и низкие звуки: мама-птица поет низко, а птенчики высоко; сопоставлять громкую и тихую музыку, спокойную и бодрую, веселую и грустную. В возрасте 4 –х лет слуховое внимание детей неустойчиво, но они уже могут узнавать знакомые мелодии, эмоционально исполнять несложные короткие песни. Именно в этот период происходит интенсивное развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (в частности, музыкального).

Самая главная особенность детей 4-6 лет заключается в том, что эмоциональная сфера ребенка является основой его действий. Несмотря на реакцию окружающих, ребенок может с большим удовольствием напевать любимую песенку, танцевать перед большой аудиторией, рассказывать стихотворение или историю, бегать, прыгать, играть или, наоборот, расплакаться и кричать. То есть ребенок в этом возрасте не стесняется идти на поводу своих эмоций и желаний, и это очень важно. Возраст 4-6 лет наиболее благоприятен для развития памяти. Развитие памяти обуславливает развитие восприятия. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Детям нравится наблюдать, рассматривать, находить что-то новое. Развивается мышление, дети могут более красочно описать свои впечатления. Поэтому при работе с детьми 4-6 лет рекомендуется использовать игры-поиски, например, найти и перечислить все предметы определенного цвета (красного, желтого, голубого, его оттенков), если дети затрудняются в поиске или не знают какого-то цвета, педагог может помочь детям, объяснив и приведя примеры. Для этого удачно использовать стену, оформленную разноцветными отпечатками детских ладошек на белом фоне. Для того, чтобы дети усвоили название какого-то цвета, попросите их подойти к стене и найти отпечатки определенного цвета, приложив к ним свою ладошку так, чтобы она полностью совпала с нарисованной. Благодаря этому упражнению в группе детей-дошкольников может сложиться традиция в конце занятия подходить к стене и, приложив ладошку к наиболее понравившейся, загадывать желания. Такие упражнения также способствуют приобретению ребенком опыта в познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

К пяти годам дети становятся более внимательными, быстрее запоминают; слуховое, зрительное и осязательное восприятие становятся более крепкими. Дети пытаются передать характер песни в движениях. Учатся согласовывать свои движение и пение с движением и пением остальных детей в группе. В этом возрасте налаживается координация между слухом и голосом. Дети учатся согласовывать свои пение и движения с пением и движением других детей. В этом им очень помогает образно-иллюстративная игра «Как поют зверята»: педагог показывает детям изображение какого-то животного (например, медведя), задает вопросы (Где медведь живет? Какого он размера? Как мишка поет? А как танцует?), после чего детям предлагается станцевать под музыку так, как это сделал бы мишка. Такие приемы не только развивают внимание и фантазию детей, но и помогают одновременно развивать слуховое и зрительное восприятие. Передача движениями характера музыки способствует выработке правильной осанки, координации движений, а также приобретению опыта в двигательной деятельности.

В возрасте 5-6 лет у большинства детей музыкально-слуховые способности развиты слабо, ритм неорганизованный. Часто отсутствует координация слуха и голоса, из-за чего точность воспроизведения мелодии страдает. Музыкальная память слаборазвита, так как у большинства детей из-за скудной музыкальной среды, в которой находятся дети, слуховой опыт очень мал. В речи присутствуют дефекты произношения различных фонем, чаще всего: р, с, л, щ. Нарушение произношения отдельных фонем не является тенденцией, однако очень распространено в практике работы с детьми-дошкольниками. Интересно, что чаще всего дефекты произношения обнаруживаются у детей со скрытой музыкальной одаренностью: они чувствительны к музыке, музыкальным образам, у них лучше, чем у сверстников, развиты вокально-слуховая координация и музыкальная память, однако дефекты произношения накладывают отпечаток на обучение пению в силу того, что у ребенка может быть искажено понимание смысла как отдельных слов, так и текста песни в целом. Для работы над избавлением от дефектов целесообразно использовать комплекс упражнений, включающий в себя артикуляционную гимнастику, работу над «проблемными» согласными, работу над текстом исполняемых песен, «логоритмические» упражнения.

На шестом году жизни расширяются музыкальные впечатления. Ребенок чаще интересуется о чем песня, как нужно двигаться, исполняя ее, что означает то или иное слово в песне. В этом возрасте формируется способность понимать поставленную задачу и воплощать ее в процессе музыкальной деятельности. В музыкальных играх дети могут самостоятельно договориться о распределении ролей. К 6 годам эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но остаются все такими же насыщенными. Особенно важно появление в этом возрасте таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, без которых невозможны совместная деятельность и общение детей. При работе с детьми 6 лет необходимо делать акцент на самостоятельную деятельность детей, предлагая им за определенное количество времени придумать постановку для исполняемой песни (дети сами определяют, как они будут выходить на сцену, как встанут, какие движения будут выполнять). Момент подготовки детьми номера является очень важным, так как именно в это время проявляются личностные качества детей, что может позволить педагогу приобрести ценную информацию о взаимоотношениях детей, об их лидерских качествах. Такая деятельность может способствовать тому, что одаренный ребенок проявит себя в качества организатора, руководителя коллективом сверстником, сможет организовать совместную работу детей. Интересны случаи, когда дети с дисгармоничным типом развития одаренности, замкнутые и необщительные, раскрывают себя в такой деятельности по-новому, обнаруживая новые качества в самих себе. Такие перемены положительно сказываются не только на взаимоотношениях в коллективе детей, но и на качестве выполнения заданий, ввиду нормализации психо-эмоционального фона улучшается вокально-слуховая координация, исправляются некоторые неточности в интонировании мелодии исполняемых песен, ребенок начинает более выразительно выражать образ в движении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: