Финансовую основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. Под собственным капиталом понимается общая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов. Стоимость активов, сформированных за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой „чистые активы предприятия". ЧА = (Активы- задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал)-(ДОбяз+КОбяз-Доходы будущих периодов).
Общая сумма собственного капитала предприятия отражается итогом первого раздела „Пассива" отчетного баланса. Структура статей этого раздела позволяет четко идентифицировать первоначально инвестированную его часть (т.е. сумму средств, вложенных собственниками предприятия в процессе его создания) и накопленную его часть в процессе осуществления эффективной хозяйственной деятельности.
Основу первой части собственного капитала предприятия составляет его уставной капитал — зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников (участников) в капитал предприятия.
|
|
Вторую часть собственного капитала представляют добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды.
Формирование собственного капитала предприятия подчинено двум основным целям:
1. Формированию за счет собственного капитала необходимого объема внеоборотных активов.
2. Формированию за счет собственного капитала определенного объема оборотных активов. Сумма собственного капитала, авансированная в оборотные активы характеризуется термином собственный оборотный капитал.
Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования.
В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, — она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.
|
|
В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств участников) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь. В число прочих внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.
СК
Темп устойчивого роста показывает на сколько увеличится СК организации за счет нераспределенной прибыли и с каким темпом роста растет компания
УстТемпРоста=НП/СК *100%
Темп устойчивого роста рассчитывается по формуле и зависит от следующих факторов, которые включены в модель: мультипликатор собственного капитала, оборачиваемость активов, чистая маржа прибыли, коэффициент капитализации прибыли:
Ккапитализации прибыли = НП/ЧП 8100
Факторы повышения устойчивого темпа роста:
Чем выше мультипликатор, тем выше риск. Маржа растет за счет укрепления рыночных позиций, тогда можно повышать цены. Коэффициент оборачиваемости характеризует деловую активность предприятия, эффективность использования ресурсов относительно получаемой выручки. Его можно увеличить на массовых рынках с эластичным спросом с конкурентной средой.