Управление собственным капиталом. Устойчивый темп роста: содержание, показатели оценки. Факторы повышения устойчивого темпа роста

Финансовую основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. Под собственным капиталом понимается об­щая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собствен­ности и используемых им для формирования активов. Стоимость акти­вов, сформированных за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой „чистые активы предприятия". ЧА = (Активы- задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал)-(ДОбяз+КОбяз-Доходы будущих периодов).

Общая сумма собственного капитала предприятия отражается итогом первого раздела „Пассива" отчетного баланса. Структура ста­тей этого раздела позволяет четко идентифицировать первоначально инвестированную его часть (т.е. сумму средств, вложенных собствен­никами предприятия в процессе его создания) и накопленную его часть в процессе осуществления эффективной хозяйственной деятельности.

Основу первой части собственного капитала предприятия состав­ляет его уставной капитал — зафиксированная в учредительных доку­ментах общая стоимость активов, являющихся взносом собственни­ков (участников) в капитал предприятия.

Вторую часть собственного капитала представляют добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды.

Формирование собственного капитала предприятия подчинено двум основным целям:

1. Формированию за счет собственного капитала необходимого объема внеоборотных активов.

2. Формированию за счет собственного капитала определенно­го объема оборотных активов. Сумма собственного капитала, авансиро­ванная в оборотные активы характеризуется термином собственный обо­ротный капитал.

Управление собственным капиталом связано не только с обес­печением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечива­ющих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления фор­мированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования.

В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остаю­щейся в распоряжении предприятия, — она формирует преимущест­венную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает при­рост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних ис­точников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных ос­новных средств и нематериальных активов; однако сумму собствен­ного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются сред­ством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.

В составе внешних источников формирования собственных фи­нансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению пред­приятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств участников) или акционерного (путем дополнительной эмис­сии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ре­сурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансо­вая помощь. В число прочих вне­шних источников формирования собственных финансовых ресурсов входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нема­териальные активы, включаемые в состав его баланса.

СК

Темп устойчивого роста показывает на сколько увеличится СК организации за счет нераспределенной прибыли и с каким темпом роста растет компания

УстТемпРоста=НП/СК *100%

Темп устойчивого роста рассчитывается по формуле и зависит от следующих факторов, которые включены в модель: мультипликатор собственного капитала, оборачиваемость активов, чистая маржа прибыли, коэффициент капитализации прибыли:

Ккапитализации прибыли = НП/ЧП 8100

Факторы повышения устойчивого темпа роста:

Чем выше мультипликатор, тем выше риск. Маржа растет за счет укрепления рыночных позиций, тогда можно повышать цены. Коэффициент оборачиваемости характеризует деловую активность предприятия, эффективность использования ресурсов относительно получаемой выручки. Его можно увеличить на массовых рынках с эластичным спросом с конкурентной средой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: