По данным, озвученным на второй Конференции по ритейл-франчайзингу ShopAndMall.Ru, в России насчитывается 485 франчайзеров и более 20 тысяч франчайзинговых точек. По этим показателям наша страна едва опережает Грецию, население которой более чем в 10 раз меньше. Страной-лидером во франчайзинге является США (порядка 750 тыс. франчайзинговых предприятий), также в тройке лидеров Китай и Австралия. Между тем Россия опережает другие страны по темпам прироста франчайзинговых точек – за последние три года прирост составил 98%.
На настоящий момента качественная и количественная характеристика франчайзинга в России такова: больше половины (56,5 %) франчайзинговых систем в стране работают уже более 5 лет, 43,5% - это более молодые франшизы. Процентное соотношение франчайзиноговых систем в России по количеству лет работы в 2010 году представлено на рисунке 3.

Рисунок 3. Процентное соотношение франчайзиноговых систем в России по количеству лет работы, 2010 год
Доля рынка, занимаемая отечественными брендами - 62%, зарубежными – 38%. Распределение франшиз между отечественными и зарубежными брендами в 2010 году представлено на рисунке 4.

Рисунок 4. Распределение франшиз между отечественными и зарубежными брендами, 2010 год
Набольшее развитие получают системы с минимальными вложениями на открытие точки (от 1 до 5 миллионов рублей).
Применительно к российскому рынку можно выделить следующие 4 наиболее крупных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг, представлена в таблице 3:
Таблица 3 – Удельный вес видов деятельности франчайзинговых систем в 2008 г.
| Вид деятельности | Доля рынка |
| Торговля (непродтовары) | 52% |
| Торговля (продукты) | 4% |
| Общественное питание | 13% |
| Услуги | 24% |
| Прочие | 7% |
На риснуке 5 представлен удельный вес каждого вида деятельности на российском рынке.

Рисунок 5. Структура рынка франшиз в России, 2008 год
Наибольшую долю на рынке франшиз в России занимает торговля непродовльственными товарами – 52%. Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в России представлена на рисунке 6.

Рисунок 6. Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в России, 2008 год
Структура рынка франшиз в сфере услуг в России представлена на рисунке 7.

Рисунок 7. Структура рынка франшиз в сфере услуг в России, 2008 год
Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и т.д. Персональные услуги включают в себя парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры и т.д.
Перспективы развития франчайзинга в России положительны, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Но не стоит забывать и о проблемах, существующих во франчвйзинге.






