Тема 7. Психология следственных действий

Психологические основы допроса. Методы психологической диагностики допрашиваемого. Приемы установления психологического контакта и доверительных отношений. Использование методов психолого-педагогического воздействия на допросе. Психологические основы допроса несовершеннолетних, мужчин и женщин. Психологические особенности допроса различных категорий граждан: подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей. Психологические аспекты оценочной деятельности сотрудников по информации, получаемой на допросе.

Особенности допроса в конфликтной ситуации.

Психология лжи. Структура ложного высказывания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний. Улики поведения. Мотивы и цели оговора. Методы разоблачения лжесвидетеля. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц.

Психологические основы осмотра места происшествия. Психологическая характеристика и последовательность осмотра места происшествия. Восприятие обстановки места происшествия, анализ обнаруженных следов и вещественных доказательств, установление их причинной взаимосвязи, создание модели происшедшего события. Учет психологических факторов при выявлении скрываемых обстоятельств.

Психологическая деятельность юриста при осмотре места происшествия. Психологические приемы, повышающие результативность и качество следственного осмотра.

Психологические основы обыска. Психологическая характеристика и структурные элементы обыска. Психологические аспекты выявления скрываемых вещей и предметов: моделирование мыслительных задач по избранию места сокрытия, маскировке сокрытого и выбору линии поведения. Психологическая характеристика линии поведения обыскивающего и использование им психолого-педагогическое воздействие на обыскиваемых. Факторы, влияющие на эффективность обыска.

Психологические основы очной ставки. Очная ставка и ее виды. Психологические факторы, обеспечивающие эффективность проведения очной ставки. Приемы психолого-педагогического воздействия на очной ставке.

Психологические основы опознания. Понятие опознания, его структурные элементы и идентификационные признаки. Психологическая характеристика опознавательного процесса. Психологические аспекты тактики предъявления для опознания и оценки его результатов.

Психологические основы следственного эксперимента. Характеристика следственного эксперимента и его структурных компонентов. Моделирование объективных факторов, его функциональное содержание и психологическое значение. Психологические приемы, способствующие эффективному воссозданию обстановки преступления, ассоциативных связей и психических состояний лиц, участвующих в эксперименте. Психологические аспекты оценочной деятельности юриста в отношении следственного эксперимента.

Психологические основы проверки и уточнения показаний на месте. Психологические закономерности проверки и уточнения показаний на месте: способность лица воспринимать и запоминать обстановку; пространственная ориентация лица при воспроизведении обстановки; психологическое воздействие обстановки на личность, повторно прибывающую на место преступления.

Психологические аспекты взаимодействия юриста с сотрудниками служб и подразделений органов внутренних дел.

[6;7;8;13]

Перечень компетенций, знаний, умений и навыков, приобретенных после освоения темы:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (формируется часть компетенции в отношении профессионального сознания)(ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности (формируется часть компетенции в отношении психологических знаний, умений и навыков, необходимых для начала профессиональной деятельности), соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (формируется часть компетенции в отношении психических познавательных процессов)(ОК-3);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (формируется часть компетенции в отношении общих навыков профессионального общения)(ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (формируется часть компетенции в отношении знаний основ конфликтологии, умений разрешать конфликты, навыков саморегуляции психических состояний)(ОК-5);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (формируется часть компетенции в отношении потребности в самосовершенствовании) (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (формируется часть компетенции в отношении общепсихологических знаний, умений и навыков) (ОК-8);

В результате освоения темы обучающийся должен:

Знать:

- психологию предварительного следствия;

- психологические процессы и состояния, особенности их протекания у участников юридического процесса;

Уметь:

- осуществлять визуальную психодиагностику личности и психического состояния;

- устанавливать эффективные психологические контакты;

Владеть:

- навыками психологической экспресс диагностики особенностей личности граждан;

- приемами эффективного общения;

- навыками психологического (правомерного) воздействия на личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: