Единая тарифн-я система

Тарифн.сист. – совок-ть нормативов при помощи которых осущ-ся комплексн.разделен.и регулир-е размеров з.п.различн.групп и категорий работн-в в зависимости от сложн-ти тр.и уровня квалиф-и,а также особенностей видов работ,производств и отраслей,в котор.заняты работники.Осн.элем.тар.сист.явл-ся: тарифн.сетки (совок-ть квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов,с помощью котор.опр-ся размеры тарифн.ставок и окладов,т.е.устанавл-ся зависимость опл.тр.от квалифик-и работн.,сложности выполненых ими работ), тарифн.ставки (должн.оклады)(выраженный в ден.форме абсолютн.размер опл.тр.различн.групп и категорий работников в един.времени.Тарифн.ставка 1 разряда явл-ся исходной нормативной величиной,определяющей ур.опл.тр.работников); тарифно-квалификац-е справочники (систематизир-е перечни работ и профессий рабочих,имеющихся на предприятии)

Бестарифн.сист.опл.тр.-совок-ть прав,обязанностей нанимателя и работника,условий оплаты и орг-и тр.,устонавливаемых на основе особого вида трудового договора-контракта.

Опл.тр.в соответствии с контрактом устонавл-ся с учетом сложности и ответств-ти работы,квалифик-го уровня и дел-ых кач-в работника.Контрактн.система нацелена на более значительную индивидуализ-ию трудовых отношений чем тарифн.система.

28. Гос регулирование ОП.Труда.

Госуд.регулир-е выполн.функции: должно обеспечивать установление гарантий в области з.п.;создавать систему соц.стандартов;обеспечивать сохранение покупательской способности;не допускать дискриминации среди работников и субъектов хозяйствования в отношении з.п.

Практич.реализ-я функций госуд.регулир-я выраж-ся прежде всего в установлении и разработке механизма формир-я:

1.мин.з.п.-это нижн.граница опл.тр.работника(около 400000р.)

2.мин.потребительский бюджет-это мин.расходы,необходим.для приобретения наборов потребит.товаров и услуг

3.бюджет прожиточного минимума-норматив,определяющий,какой ден.минимум необходим человеку,чтобы выжить

4.индексация з.п.-метод компенсации уменьшения дох-в.граждан в случае повышения цен,что приводит к снижению ур.жизни

31. Понятие и сост, виды затрат. Сост мат затрат.

Мат.затр.-часть издержек пр-ва,затрат на пр-во прод-и,товаров,услуг,в котор.включ-ся затраты на сырье,осн.и вспомогат.матер.,топливо,энергию и др.затраты,приравниваемые к материальным.Мат.затр.образуют часть с/ст прод-и.Величина мат.затрат слаг-ся из ст-ти потребления сырья,материалов,покупных полуфабрикатов,топлива,воды и энергии всех видов,части транспортных,заготовительных и др.расходов по их приобретению.В состав мат.затрат,как экономич-го элемента издержек,кроме сырья,осн.и вспомогат.материалов,покупных полуфабрикатов,включ-ся расх. на топливо и энергию,запасн.части и др.материалы для ремонта,на содержание и эксплуатацию ОС,в том числе природоохранного назначен.

Затр.на опл.тр.-второй по уд.весу элемент затрат на пр-во.Это затр.на опл.тр.осн.произв-го персонала предприятия,включая премии за произв-ые результаты,стимулирующие и компенсирующие выплаты,в том числе в связи с повышен.цен и индексацией дох-в в пределах норм,предусмотр-х законодательством,а также затр.на опл.тр.не состоящих в штате предприятия раб-в,занятых в основной деят-ти.В этот элемент затрат включ-ся: выплаты з.п. за фактич-ки выполненую работу в соответствии с тарифн.ставками,должностными окладами и др.;ст-ть прод-и,выдаваемой в порядке натур.оплаты работникам;премии,надбавки к окладам за произв-ые результаты;ст-ть бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей в соответствии с законодат-вом коммунальн.услуг,питания,фирменной одежды,жилья и др.;оплата очередных отпусков;выплаты работникам,высвобождаемым с предприятий в связи с реорганизацией,сокращением штатов и др.

32. Классиф изд-ек на пр-ва и реализ прод.

В зависимости от сферы возникнов-я:производственные;внепроизв-ые(реклама,сертиф-ия прод-и).;непроизв-ые(потери:брак,штрафы)

По экономич.елементам:матер.затраты,опл.тр.;отчислен.на соц.нужды;амортиз-я;проч.расх.

По статьям калькул-ии:сырье и матер.;покупн.полуфабрикаты;возвратные отходы;топливо и энергия на технологич.нужды;з.п.произв-ых рабочих;налоги и очисления в бюджет от з.п.произв-ых рабочих;отчислен.на соц.страхование;расходы на подготовку и освоение пр-ва;цеховые расх;общепр-ые;общехоз-ые расх;внепроизв-ые расх.

По экономич.рали в проц.пр-ва:основные;накладные.

По способу включен.в с/ст прод-и:прямые;косвенные.

По составу:одноэлементные(сырье,матер.);комплексные(общепроизв-ые,общезаводские)

По периодичности возникновения:текущие,единовременные

По участию в проц.пр-ва:произв-ые;коммерческие

По эффективности:производительные;непроизводительные

По отношен.к объему пр-ва:условно-постоянные;условно-переменные

В зависимости от вр.возникновения:расх.текущ.периода;расх.буд.периодов;предстоящ.расх.

С точки зрения общественного предприятия:индивидуальные;общественные

33. Калькул-ие затрат на пр-во прод.

Под калькулированием понимают расчёт с/ст ед.прод-и(работ,услуг)А калькуляция – это документ в котором оформл-ся этот расчет.Объект калькулир-я-это вид прод-и на ед.которого опр-ся с/ст,объектами м.б.:ГП,заказ,услуги,узел,деталь и др.

Калькуляционная единица-это измеритель объекта калькулир-я(шт.,м,т,и т.д.)

Различают плановую,сметную,нормативную и отчетную калькуляцию.

Планов.калькуляц.определ.средн.с/ст прод-и или выполнен.работ на плановый период.Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода,сырья,матер.,топлива,энергии,затрат труда,испо,использ-я оборуд-я и норм расходов по орг-и обслуживания пр-ва.Разновидностью плановой калькуляции явл-ся сметные,котор.составл-ся на разовое изделие или работу для определ-я цены,расчетов с заказчиками и др.целей

Нормативн.калькуляции составл.на основе действующих на нач.мес.норм расхода сырья,матер.и др.затрат.Текущ.нормы затрат соответствуют произв-ым возможностям предприятия на данном этапе его раб.При стабильн.ценах на используемые рес-сы,текущ.нормы затрат в начале года как правило выше ср.норм затрат залож-х в планов.с/ст калькуляции,а в конце г.наоборот-ниже.

Отчетн.калькул.составл-ся по данным б.у.о фактич-их затратах на пр-во прод-и и отражают фактич.с/ст призведенной прод-и или выполн-х работ.В фактич.с/ст включ.и непланируемые непроизводит.рас

34.Методы калькулирования себестоимости:

- прямого сч. - с/с ед. прод. опр-ся путём деления с/с всей продукции на кол-во изделий. примен-ся на предпр., пр-их однородную продукцию;

- расчётно-аналитический - основан на нормативном расч. однородных затр. и косвенном распеределении комплексных затрат;

- нормативный - основывается на нормах и нормативах исп-ия рес-в, как мат-х, так и трудовых. Применяется для разраб-и калькуляций на новые виды прод.;

- параметрический - примен-ся для расч. с/с однотипных, но разных по кач-ву изд.;

- исключения затрат - осн-ся на выделении осн-го и побочного сырья. Из общих затр. на перераб. сырья исключ. стоим. побочной прод., а оставшуюся часть относят на издержки по осн. прод.;

- коэффициентный (метод распределения затрат) - затр. пропорционально распределяются между получ. прод. в соответ-ии с научно-обоснованными К-и;

- сортовой - опр. с/с прод., отдельных сортов, №-в, артикулов. Примен-ся в пищевой, лёгкой, текстильной пром-и;

- пофазный - исп-ся в отрослях массового пр-ва в усл. однородного технологического процесса и послед. стадий обработки (хлопчато-бумажная, металлургическая пром-и).

36. Прибыль - важнейший показатель хоз. деятельности предпр., кот. отражает её финн. результат и степень реализации целевой концепции.

Функции прибыли:

1. учётная - при определении прибыли приходится соизмерять текущие расх. и дох. предпр.: составлять смету затрат, калькуляции с/с ед. прод., контролировать расч. с покуп. и пост..

Осн. показателираскрывающие эту функцию - масса и норма прибыли (рентабильность);

2. стимулирующая - вызвана желанием получить прибыль и предполагает активизацию инвестиционно-инновационной деят-и, установление на предпр. режима экономии всех видов рес-в, а также непрерывное изучение спроса покуп-ей для реализ. производимой прод. (раб., усл.);

3. распределительная - связана с формированием прибыли и её послед. исп-ем, что позволяет не только выполнить воспр-ую функцию, выступать источником потребления и мат-го поощрения раб-в, но и формировать доходы гос-ва, банковской системы, страховых компаний, бирж;

4. прибыль выполняет оптимизационную роль в процессе воспроизводства осн-го капитала и раб-ей силы. Тем выше прибыль, тем больше возможностей для воспр-ва ср-в тр. и повышения опл. тр. - прямого источника воспр-ва раб-ей силы.

Выручка от реализ. (без НДС и акциз) - С/с реализ. прод. - Управленческие расх. - Расх. на реализ. = Приб. (уб.) от реализ. +/- Приб. (уб.) от опер. деят. +/- Приб. (уб.) от внереализ деят. = Приб. или уб. - Налоги и сборы из прибыли = Чистая приб.

43. Пр-ая программа предприятия - задание по пр-ву и реализации опр. кол-ва прод. установленной номенклатуры (ассортимента) и кач-ва в плановом периоде.

При разраб-е ППП применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т.) хар-ют пр-ую спезиализацию предпр. и долю на рынке. В расч. на ед. прод. устан-ся технологические нормы расх. сырья, энергии, раб. вр., так же рассч-ся с/с изд. (услуги). Без натуральных измерителей невозможно опр. потребность в пр-ой мощности и её исп-ии. Натур. измерит. наиболее полно и правильно хар-т рост пр-ти труда, но применимы только для прод. однородного назначения.

условно-натуральные измерители применяются в тех случаях, когда одинаковые виды продукции (по назанчению) имеют различные потребительские св-ва, например пр-во консервированной прод. в условных банках (бутылках).

Трудовые измерители - часы и минуты раб. вр. - применяются во внутрипр-ом планировании для оценки трудоёмкости ед. прод. и пр-ой программы. Наиболее распространённый показатель - трудоёмкость, или нормированные затр. раб. вр. на изготовление прод., выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоёмкости опр. в человеко-часах.

Номенклатура продукции - классифицированный перечень изделий, хар-ий основное направление пр-ва в отрасли.

Ассортимент - соотношение продукции внутри отдельного наименования по артикулам, исполнителям, размерам, сортности.

Стоимостными показателями выпуска продукции яв-ся:

Валовая про-ция это вся прод-ция,произведенная предпреятием,независемо от степени ее готовности.она харак-ет весь объем выполненной работы предп-ем за определенный период времени.ВП=ТП-НЗП1+НЗП2.

Товарная про-ция -это стои-ть ГП,полученной в результате производственной дея-ти пред-я.законченных работ и услуг,предназначенных для реализ на сторону. ТП=ТПНС+ТПС. Реализованная про-ция -это отгружаемая прод-ция,торговым и сбытом организ-циям и оплаченая ими.РП=ТП+РП1-РП2

РП1-остатки нереализованной прод-ции на нач года.

38. Конкуренция - соперничество в какой-либо деят. между отдельными лицами (конкурентами), заинтерес. в достижении одной и той же цели.

Конкурентоспос. прод. - комплекс хар-ки тов., опр. его предназнач. потребителю на рынке в сравн. с аналог. товароконкур..

Конкурентоспс. предпр. опр. с помощью 2-х групп показателей, отраж. конкурентоспос. ВП и эффективн. исп-я рес-в. 2-я гр. вкл. показат., хар-ие состояние и исполнение живого тр., осн. произв. фонда, мат. затр., оборотн. ср-в, а также положение предпр.

К осн. факторам, опр-им конкурентоспос. прод. относ.:

1. динамизм экономики опр-ся по таким критериям как темпы эконом. развития, положения нац. валюты, ур. пром. пр-ва, V пр-ва важнейш. тов. в расч. на душу нас. и др.;

2. эффект. пром. пр-ва опр. путём расч. прямых и косвен. затр. на опл. раб. силы, вкл. расх. связ. с мат. стимулированием, текучестью кадров и прогулами;

3. динамизм рынка при этом считается, что конкурентоспоп. тем выше, чем активней деят. компании непосредственно связанная со сбытом;

4. развитие финн-ой системы оценивается по таким критериям как, состояние финн-ой сист. страны, деят. коммерч. банков, рынок ценных бумаг;

5. людские рес-сы опр. исходя из числен. и Тр нас. и раб. силы, ур. безработицы, квалифик. специалистов;

6. роль гос-ва опр. путём исслед. ур. налогооблажен. доли гос. сектора в нац. доходе страны, содержание эконом. политики;

7. рес-сы и инфроструктура;

8. характериз. готовность стимулирования торг. деят.;

9. политика страны в отношении нововведений оценивается по таким критериям как положение НИОКР, готовность правит. и руководства фирм к реализ. новых идей;

10. соц.-политич. обстановка характериз. насколько политика гос-ва и стратегии пром. компаний отраж. мнение и настроение общ-ва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: