Цена - денежная оценка стоимости ед. товара.
Основными функциями цен яв-ся:
- учётная - показывает, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление прод.;
- стимулирующая - поощряет или сдерживает пр-во и потребление различных тов-в;
- распределительная - меняет цены под воздействием рыночных факторов;
- балансирующая - устанавливает рыночное равновесие между спросом и предложением, между потребителем и пр-ом;
- функция цены как ср-ва рационального размещения пр-ва - позволяет осуществлять перелив капиталов в пр-во с более высокой нормой прибыли;
- информационная - предоставляет информ. для принятия пр-ых решений.
Виды цен:
Фиксирванные (изменяемые или договорные) цены устанавливаются субъектом ценообразования в твёрдо выраженной денежной величине.
Регулируемые (изменяемые) цены опр-ся соответствующими гос. органами, осущ-ми регулирование ценообр., или субъектом ценообр. (юр. лицом, предпринемателем) с уч. установленных этими органами опр. ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.
Договорные (контрактные) цены устанавливаются предварительным согласованием между продавцом и покупателем.
Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного вмешательства гос. органов, т.к. формируются под воздействием конъюктуры рынка, законов спроса и предложения.
Оц предприятия устанавливается на произведённый товар либо на импортированный товар при его оптовой продаже. Оц на товары и тарифы на услуги (работы) формир-ся с уч. конъюктуры рынка на основе плановой с/с, налогов и налоговыз платежей, прибыли.
Рц - цена, устанавливаемая на товары, предназнач-е для продажи в розничной торговле физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринемательской деят., а также в случаях, разрешённых законодательством, юр. лицам, индивидуальным предпринемателям. Рц на товары, реализуемые субъектами предпринемательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю, опр-ся путём суммирования:
- отпускных (закупочных) цен;
- ТН, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, в размере, опр. с уч. конъюктуры рынка, в соответ. с законодательством.
Франко-станция отправления - расх. по транспортировке товара и отгрузке его в вагоны или на борт судна несёт продавец.
Франко-станция назначения вкл. расх. по транспортировке груза до станции потребителя.
На уровень цен оказывают влияние следующие экономические факторы:
- снижение цен - рост пр-ва, НТО, рост пр-ти тр., снижение издержеу, конкуренция, снижение налогов, развитие прямых связей;
- рост уен - спад пр-ва, монополизм предпр., ув. массы денег в обращении, нестабильность эк-ой ситуации, ажиотажный спрос и др..
Стратегия ценообразования - согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.