Тема 6. Основы рыночного хозяйства

Форма общественного хозяйства. Натуральное производство. Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства. Товарное производство. Основные условия функционирования товарного производства. Общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителя.

Товар и его свойства.

Происхождение и сущность денег. Функции денег.

Закон стоимости и его роль в товарном производстве.

Определения категории «рынок».

Два типа рыночных хозяйственных связей: натурально-вещественные и товарные. Их характеристика.

Типы рынков: а) свободный (классический рынок); б) монопольный рынок; регулируемый рынок.

Важнейшие функции рынка: 1) саморегулирование производства; 2) стимулирующая; 3) регулирующая; 4) экономичности; 5) эквивалентная; 6) санирующая; 7) демократизации хозяйственной деятельности.

Структура и система рынков.

Признаки структуры: а) тесная связь между её элементами; б) определенная устойчивость этих связей; в) целостность.

Система рынков и её критерии:

§ по объектам;

§ по субъектам;

§ пространственный;

§ по формам контакта;

§ по уровню насыщения;

§ по степени зрелости;

§ по степени ограниченности конкуренции;

§ с позиции соответствия действующему законодательству;

§ с учетом ассортимента товаров.

Несовершенства рыночной системы и регулирующая роль государства.

Практические занятия

Тема 1. История экономической мысли

1. Какова роль и значение экономической теории в жизни общества?

2. Какие вы знаете подходы ученых-экономистов к названию «фундамента» экономической мысли?

3. Какова взаимосвязь экономической теории с другими науками. В чем сущность экономической политики?

4. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль античности и средневековья?

Тема 2. Этапы развития экономических учений

1. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы.

2. Классическая школа политической экономии, австрийская школа, формирование неоклассической школы.

3. Экономическая теория К. Маркса. Распространение марксизма в России.

4. Кейнсианство, маржинализм, историческая школа.

5. Влияние институционализма на развитие экономической науки.

6. Современные направления и школы в экономической теории.

7. Становление экономической мысли в России. Характерные черты российской экономической школы, ее отличия от западных концепций.

Тест

1. Первые документы, отражающие экономический порядок на Руси, были представлены в:

А) «Домострое Сильвестра»;

Б) «Русской правде»;

В) «Летописи Нестора».

2. Какая из школ экономической теории была исторически первой:

А) марксизм;

Б) меркантилизм;

В) кейнсианство;

Г) классическая политэкономия;

Д) физиократы.

3. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

А) меркантилизм;

Б) физиократы;

В) классическая политическая экономия;

Б) маржинализм.

4. В политической экономии человек выступает в качестве:

А) создателя материального богатства;

Б) носителя духовных ценностей;

В) носителя рабочей силы;

Г) созидателя своего мира и бытия.

5. В политической экономии и экономиксе объектом исследования является поведение:

А) естественного человека;

Б) экономического человека;

В) лиц наемного труда;

Г) человека, руководствующего эстетическими ценностями.

6. Укажите, какой из перечисленных вариантов ниже наиболее полно соответствует определению предмета экономической теории:

А) средства производства;

Б) человек и средства производства;

В) производительные силы научно-технический прогресс;

Г) взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

7. Укажите, какое из положений не имеет отношения к предмету экономической теории:

А) экономическое благо;

Б) неограниченные ресурсы;

В) максимизация удовлетворения потребностей;

Г) эффективное использование ресурсов.

8. Метод познания ограничивается:

А) созерцанием;

Б) движением мышления от конкретного к абстрактному;

В) движением мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

Г) движением мышления от абстрактного к конкретному.

9. Каждому из приведенных ниже определений найдите соответствующее понятие (1-абстракция, 2-анализ, 3-синтез, 4-индукция, 5-дедукция, 6-экономическая модель, 7-нормативная экономика):

А) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;

Б) метод исследования, при котором отвлекаются от случайных, неустойчивых черт, связей;

В) метод умозаключений, основанный на распространении общего суждения на единичные факты;

Г) абстрактная структура, создающая упрощенную картину реальной действительности;

Д) экономическое знание, использующее оценочные суждения относительно того, какой должна быть экономика;

Е) мышление, которое направлено на выявление специфических свойств в явлениях;

Ж) мышление, которое сориентировано на выявление того общего, что связывает, объединяет отдельные стороны явлений.

10. Экономические категории представляю собой:

А) взаимосвязи между понятиями;

Б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;

В) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;

Г) единичные случаи проявления тех или иных событий.

11. Экономические законы отражают:

А) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений;

Б) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи;

В) количественные оценки экономических явлений и процессов.

Тема 4 Предмет, методология и методы экономической теории

1. Какие вы знаете различные интерпретации предмета экономической теории?

2. В чем состоит принципиальное различие между причинно-следственной и функциональной зависимостями в экономической науке?

3. Что выражают собой экономические категории и экономические законы?

4. Чем различаются категории «сущность» и «явление»?

5. В чем заключается особенность метода познания при исследовании экономических соотношений в обществе?

6. Что такое экономическое моделирование и в чем его специфика?

7. Какое значение для познания экономических процессов имеет использование математических методов?

8. В чем заключается отличие и единство анализа и синтеза, индукции и дедукции, методов познания и изложения, логического и исторического, количественного и качественного?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: