Объект, предмет, задачи, функции, основные свойства педагогики

Педагогика как наука имеет свой объект, предмет, задачи, функции.

Все разделы педагогической науки объединены общим объектом.

Объектом называют область действительности, которую изучает данная наука.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование (воспитание).

Объект педагогической науки. Существую два подхода к определению объекта педагогики. 1 подход. Объект – воспитание (в значениях 1,2,3. Смотреть 4 вопрос.). (Отражен в учебнике И.П. Подласого «Педагогика») 2 подход. Объект – образование (в значениях 1,2 Смотреть 4 вопрос.). (Данный подход отражен в большинстве учебниках последнего десятилетия). Данный подход является основным. (Отражен в учебнике В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова «Педагогика»)

Традиционно в российской педагогике (в том числе и в советской) наиболее общим понятием, включающих в себя обучение, образование выступало понятие «воспитание». Педагогика определялась как наука о воспитании человека. В 1992 г. был принят закон «Об образовании», в котором была зафиксирована западная традиция, в которой наиболее общей категорией выступало «образование». Педагогику стали определять как науку об образовании человека. Воспитание и обучение являются составными элементами образования.

Предмет науки — это аспект (часть) рассмотрения объекта, который изучает данная наука.

Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Так, например, экономист, изучая уровень реальных возможностей "трудовых ресурсов", продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования - каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса.

Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, под влиянием его обучения и воспитания, подготовки его к жизни и труду в современном обществе. Этот аспект, как часть объекта (образования) изучает - педагогика.

Предмет педагогики – педагогический процесс (образование (2) как педагогическое явление), сознательно и целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах: в семье, образовательных, культурно - просветительных учреждениях и др.

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: