Педагогика как наука имеет свой объект, предмет, задачи, функции.
Все разделы педагогической науки объединены общим объектом.
Объектом называют область действительности, которую изучает данная наука. |
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование (воспитание).
Объект педагогической науки. Существую два подхода к определению объекта педагогики. 1 подход. Объект – воспитание (в значениях 1,2,3. Смотреть 4 вопрос.). (Отражен в учебнике И.П. Подласого «Педагогика») 2 подход. Объект – образование (в значениях 1,2 Смотреть 4 вопрос.). (Данный подход отражен в большинстве учебниках последнего десятилетия). Данный подход является основным. (Отражен в учебнике В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова «Педагогика») |
Традиционно в российской педагогике (в том числе и в советской) наиболее общим понятием, включающих в себя обучение, образование выступало понятие «воспитание». Педагогика определялась как наука о воспитании человека. В 1992 г. был принят закон «Об образовании», в котором была зафиксирована западная традиция, в которой наиболее общей категорией выступало «образование». Педагогику стали определять как науку об образовании человека. Воспитание и обучение являются составными элементами образования.
Предмет науки — это аспект (часть) рассмотрения объекта, который изучает данная наука. |
Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Так, например, экономист, изучая уровень реальных возможностей "трудовых ресурсов", продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования - каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса.
Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, под влиянием его обучения и воспитания, подготовки его к жизни и труду в современном обществе. Этот аспект, как часть объекта (образования) изучает - педагогика.
Предмет педагогики – педагогический процесс (образование (2) как педагогическое явление), сознательно и целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах: в семье, образовательных, культурно - просветительных учреждениях и др. |
Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.