Педагогика, являясь самостоятельной наукой, не может существовать обособленно от других наук. Поскольку, в центре внимания педагогики находятся проблемы человека, она относится к гуманитарным наукам. Поэтому педагогика прежде всего тесно связана с науками, изучающими человека.
Человека как члена общества изучают общественные науки, как продукта биологической эволюции — биологические науки, а как мыслящее существо с его психическим внутренним миром — психологические науки. Их научныематериалы и данные активно использует педагогика. Педагогика использует научные знания других наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.
Рассмотрим более подробно связь педагогики с другими науками.
Науки | Связь педагогики с другими науками |
Философия | Наука о общих закономерностях развития общества, природы, деятельности. Методологическая основа педагогики и других наук. От выбранной философского учения (диалектический материализм, экзистенциализм, неотомизм и др.), которого придерживается исследователи педагогики, зависит направления педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик педагогического процесса. |
Психология | Изучает психику человека (психические процессы, свойства и т.п.). Дает представление об управлении развитием психики человека в процессе его обучения и воспитания |
Социология | Изучает развитие человека, групп населения в различных социальных институтов; влияние социальной среды на человека, его положение в обществе; взаимоотношения людей в группах |
Экономика | Изучает качество подготовки трудовых резервов; затраты на образование; действие экономических законов в сфере образования |
Медицина | Определяет медицинские требования к процессам обучения и воспитания человека, сохранения и укрепления его здоровья в этих процессах |
Информатика | Изучает информационные технологии, как эффективно их использовать в процессе обучения и воспитания человека |
Этика | Дает представление о путях нравственного воспитания человека |
Политология | Дает представление о условиях и механизмах становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок |