Выделяюттеоретическую и технологическую функции, которые осуществляются в единстве. (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов)
| Теоретическая функция педагогики Реализуется на трех уровнях: - описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта; -диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; - прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику |
| Технологическая функция педагогики Реализуется на трех уровнях: - проективном - разработка соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер; - преобразовательном - направленн на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; - рефлексивном - предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности |
Основные свойства педагогики (О.Ю. Ефремов)
| Социальность | нацелена на решение социально значимых задач и выполнение социально обусловленных функций |
| Гуманитарность | является гуманитарной наукой, ориентированной на познание человека и его развитие как личности |
| Открытость | тесно связана со всеми областями человеческой жизнедеятельности, прежде всего науками о человеке. |