Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук (отраслей педагогики).
Педагогическая наука (отрасль)
|
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА – базовая научная отрасль, изучает общее, что присуще функционированию и развитию образования на всех уровнях и всех типах образовательных учреждений и процессов
|
1. Общие основы педагогики
| сущность, закономерности образования являющимися общими для всех возрастных групп и разнообразных образовательных учреждений
|
2. Дидактика (теория обучения)
| обучение на общем уровне, без относительно к преподаванию конкретных учебных предметов
|
3. Теория воспитания
| процесс воспитания, его основные характеристики, деятельность педагога - воспитателя (классного руководителя, педагога дополнительного образования и т.п.), процесс формирования личности и коллектива
|
4. Управление образовательными системами
| процесс управления образовательными системами, прежде всего образовательных учреждений, деятельность руководителя образовательного учреждения
|
|
ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА - конкретизирует внимание на особенностях действия общих психологических и педагогических закономерностях в определенные возрастные периоды и на особенностях подходов в условиях работы с человеком в разные возрастные периоды
|
1. Дошкольная педагогика
| процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста
|
2. Школьная педагогика
| учебно – воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях. (Педагогика начальной школы, педагогика средней школы).
|
3. Профессиональная педагогика
| учебно – воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования, подготовки представителей различных профессий. (Педагогика высшей школы, педагогика начального и среднего проф. образования)
|
4. Педагогика образования взрослых
| формы и способы образования взрослых. Андрогогика – работа с пожилыми людьми.
|
|
КОРРЕКЦИОННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ПЕДАГОГИКА– проблемыобучения и воспитания лиц с психическими и физическими особеннастями
|
1. Сурдопедагогика
| обучение и воспитание глухих и слабослышащих людей
|
2. Тифлопедагогика
| обучение и воспитание слепых и слабовидящих людей
|
3. Олигофренопедагогика
| обучение и воспитание умственно отсталых людей и с задержкой развития
|
4. Логопедия
| Обучениеи воспитание людей с нарушением речи
|
5. Тифлосурдопедагогика
| обучение и воспитание слепоглухих
|
|
ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ
|
Методика преподавания истории (ИЗО, русского языка, и т. п.)
| предметные дидактики, специфика преподавания отдельных учебных дисциплин во всех типах образовательных учреждений
|
|
ОТРАСЛЕВАЯ ПЕДАГОГИКА – изучают общее и специфическое в педагогическом процессе, с учетом ориентации на конкретную трудовую и профессиональную сферу деятельности. Занимается вопросами повышения квалификации и переподготовки работников
|
1.Военная педагогика
| обучение и воспитание военнослужащих в основном военных учебных заведениях
|
2. Спортивная педагогика
| подготовка спортсменов, тренеров
|
3.Производственная педагогика
| вопросы непрерывного образования, обучение, переподготовка, повышение квалификации кадров
|
|
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ – возникли на стыке и интеграции с другими науками
|
1. История педагогики и образования
| развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи
|
2. Этнопедагогика
| традиционные методы, формы, содержание, средства народной педагогики
|
3. Социальная педагогика
| социальное развитие личности, управления группой людей с учетом влияния факторов среды, социальное воспитание человека
|
4. Сравнительная педагогика
| образовательные и воспитательные системы в различных странах мира, их сравнительный анализ
|
|
ДРУГИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
|
1. Семейная педагогика
| процесс формирования личности в семье
|
2. Пенитенциарная педагогика
| процесс воспитания правонарушителей
|
3.Конфессиональная педагогика
| исследует процесс воспитания и обучения в религиозных образовательных учреждениях. Вопросы проблемы религиозного воспитания, духовно - нравственного воспитания и воспитания веротерпимости
|
| | |