План
1. Понятие «педагогический процесс».
2. Подсистемы ПП.
3. Этапы педагогического процесса.
4. Основные характеристики педагогического процесса.
5.Противоречия педагогического процесса.
7. Система педагогического процесса.
Понятие «педагогический процесс»
Это - целенаправленный процесс передачи культуры, накопленной человечеством младшим поколениям в образовательных учреждениях специально подготовленными людьми в урочное и внеурочное время.
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение задач обучения, воспитания, развития.
Передача социального опыта, культуры младшим поколениям (учащимся) осуществляется в процессе взаимодействия старших (педагоги) и младших поколений (учащимся).
Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Состоит из 2-х компонентов – педагогическое воздействие иответную реакциюучащегося, предполагающую его активное восприятие и усвоение информации, активность в деятельности.
Воздействия могут быть прямыми и косвенными и т. п. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Косвенное воздействие организуется через референтное лицо. У каждого ученика есть сверстники, с мнением которых он считается, чью позицию принимает. Это и есть референтные для него лица, через которых педагог организует воздействие, делая их своими союзниками.
Ответные реакции воспитанников многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, анализ поступка и т. п.
Виды взаимодействий: «ученик – ученик», «ученик – коллектив», «ученик – учитель», «учащиеся – предмет материальной культуры, например компьютер).
Подсистемы ПП
ПП состоит из процессов воспитания, обучения и развития. Сущность ПП – обеспечение единства данных процессов.