Закономерности развития личности

Закономерности - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными явлениями, сторонами педагогического процесса.

1.Имманентность. Способность к развитию заложена в человеке природой, это неотъемлемое свойство личности. Личность претерпевает в течении жизни изменения, которые называются развитием.

2. Стадийность. Развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности, претерпевая стадии зарождения, роста, кульминации, упадка и умирания. В целостном процессе психического развития выделяются качественно определённые стадии (этапы, периоды), позволяющие строить возрастную периодизацию психического развития.

3.Индивидуальность. Личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития (не существует одинаковых людей).

4.Процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов — наследственности, среды и воспитания.

5.Развитие личности обусловлено мерой его активности в деятельности.

6.Развитие личности детерминировано типом ведущей деятельности, по которой понимается «такая деятельность развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка в данной стадии

7.Неравномерность (нелинейность). Индивид уникален, каждая личность развивается в своём темпе, испытывая случайно распределённые во времени ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кризисность). (Включить текст из учебника И.П. Подласый Педагогика. 1т. Тема 4.)

8.Сензитивность. Физический возраст индивида определяет количественные (ограниченность) и качественные (сензитивность) возможности психического развития. Сензитивные возрастные периоды – это периоды когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны. Причины сензитивности — неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств.

Почему не овладели нормальной человеческой речью дети-Маугли? Ответ ясен — был упущен сензитивный период, отве-денный природой для формирования этого качества. Если ребенок к определенному времени (обычно к 1,5—2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. Точно так же можно сказать о всех других качествах — физических, психических, социальных, нравственных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, задержка с прямохождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата.

Важно осваивать определённое культурное содержание в наиболее благоприятный, сензитивный для этого период и строить этот процесс на развитие оптимальных качеств

Так, ранний возраст – это интенсивное развитие двигательной функции (овладение ходьбой, предметным действием, речевое общение). В дошкольный период усиленно развивается восприятие. В младшем школьном возрасте – память. В подростковом – мышление. В юношеском – мировоззренческие взгляды. Эти особенности нельзя, конечно, абсолютизировать.

(Включить текст из учебника И.П. Подласый Педагогика. 1т. Тема 4.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: