Сущность процесса обучения, его структура

Рассмотрим определения процесса обучения.

Процесс (от лат. processus — продвижение), - это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Процесс обучения является наряду с процессом воспитания частью целостного педагогического процесса.

Процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования (Ю. К. Бабанский).

Процесс обучения он имеет собственную структуру. Существуют различные подходы в определении структуры ПО.

Первый подход. Предполагает учет социальной обусловленности ПО. (Загвязинский В. И.)

Процесс обучения включает совместную деятельность учителя и учащихся,в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, в первую очередь, основными элементами человеческой культуры: знаниями, умениями и навыками, опытом творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения к миру, компетенциями, опытом творческой деятельности.

Общая структура процесса обучения(Загвязинский В. И.) Рис. 4

Итак, процесс обучения включает деятельность ученика (учение) и деятельность учителя (преподавание), их общение, непосредственное или опосредованное. В ходе общения осуществляется: речевое общение, обмен информации, управление деятельностью учащихся, устанавливается и формируется определенные межличностные отношения.

В ПО выделяют третий элемент — содержание изучаемого (предмет изучения) (Рис. 4). Между тремя элементами обучения существуют и три вида связей,: «педагог—ученик», «ученик—предмет изучения», «педагог—предмет изучения» (или в плане динамики обучения — связи между преподаванием и учением, учением и материалом, преподаванием и материалом) (см. рис 5).

Рис. 5

       
 
   
 


Учитель и ученик являются субъектами ПО. Деятельность ученика в дидактике называется учением. Деятельность учителя называется преподаванием.

Учение — это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в усвоении системы знаний, приобретении умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения к миру, компетенций и т.д.

Преподавание это целенаправленная деятельность учителя по управлению деятельности учащихся, оказании им помощи в усвоении знаний, формировании умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения к миру, компетенций и т.д.

Содержание изучаемого (предмет изучения) включает значимые компоненты человеческой культуры.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделили четырехкомпонентную структуру культуры. 1) знания о человеке, обществе, природе, технике; 2) установленные и выверенные в опыте способы деятельности (умения и навыки); 3) опыт творческой деятельности; 4) эмоционально-ценностное отношение к миру, в том числе духовные ценности и идеалы, отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, трудовой и профессиональной деятельности.

В последнее время в структуре культуры выделяют компетенции.

Рис.6. Состав культуры (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин)

· Компетенции

Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта деятельности и отношений. Социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником созидания личности служит мировая культура, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Данная функция требует, чтобы в процессе обучения человек овладел ведущими элементами этого опыта, включился в реальный процесс его воссоздания и приумножения. В современном обществе, в котором разностороннее развитие личности становится объективной необходимостью, ставится задача передать каждому молодому человеку в достаточной для его развития мере все основные элементы человеческой культуры. Обучение, обеспечивающее овладение всеми компонентами культуры, дает подлинное образование, т. е. развивает и воспитывает.

Организация процесса обучения предполагает, о педагог и учащиеся выполняют следующие функции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: