Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную. В ПО они выступают комплексно.
Образовательная функция заключается в том, чтобы:
- вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования;
- научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности;
- научить самостоятельно их приобретать;
- сформировать компетенции;
- расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения.
Воспитывающая функция предполагает:
- формирование взглядов, убеждений, чувств, ценностей, ценностных установок, отношения к миру, идеалы;
- воспитание нравственных качеств личности;
- формирование культуры поведения и общения, осознания учеником необходимости соблюдать принятые в обществе законы;
- формирование положительных мотивов учения; осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой, необходимости получения образования в течение всей жизни.
|
|
Воспитательными возможностями располагает прежде всего содержание учебного материала. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучающихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.
Овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к действительности. Одновременно он познает нравственные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создает систему ценностей, которыми руководствуется в жизни.
Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию.
В процессе овладения системой знаний, умений и навыков происходит развитие:
- логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление и др.);
- воображения;
- различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной, эмоциональной и т. п.);
- качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность);
- речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли);
- познавательного интереса и познавательных потребностей;
- сенсорной и двигательной сфер.
|
|
Таким образом, реализация этой функции обучения обеспечивает развитый интеллект человека, создает условия для постоянного самообразования, разумной организации интеллектуальной деятельности, осознанного профессионального образования, творчества.
«Обучение ведет за собой развитие» — утверждает один из важных законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским. Ему способствует как содержание образования, используемые методы и формы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность обучаемых.