Второй подход

Основывается на соотнесении звеньев учебного процесса с этапами научного познания.

Рис. 7. Структура процесса обучения. (И. П. Подласый)

Процесс обучения осуществляется в виде завершенных циклов (законченных звеньев). Каждый рассматривается как система со своими элементами. Главные звенья процесса обучения: 1) подготовка к восприятию знаний, 2) ознакомление и изучение нового материала, 3) закрепление знаний и выработка на их основе умений и навыков, 4) контроль за качеством усвоения содержания образования (И.П. Подласый, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Н. А. Сорокин, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и др.) Каждое звено имеет свои локальные задачи. На всех звеньях осуществляется мотивация. На каждом звене у учителя и учеников свои задачи, но цель и деятельность – общая. У учителя – управление деятельностью учеников, у учеников – учение: усвоение знаний, умений, навыков и их практическое применение.

1 звено. Подготовки к восприятию знаний.

А) Процесс обучения начинается с возбуждения потребности познавать новое (мотивации).Мотивации, необходима, чтобы показать ученикам важность изучаемых знаний, формируемых умений, вызвать интерес к теме урока, «подогреть» потребность учиться. Мотивация должна присутствовать на всех этапах процесса. Если на каком-то отрезке ученики теряют ее, их учение не будет достаточно эффективным.

Б) Развитие познавательного интереса к предлагаемому на данном уроке материалу на основе проблемной ситуации, истории вопроса, лабораторного опыта и т. п. и к предмету в целом.

В) Предполагает актуализацию имеющихся знаний и умений для успешного решения учащимися новой познавательной задачи. Путем расспросов, бесед педагог пытается выяснить: какие знания и умения по теме уже известны ученикам, на каком уровне и в каком объеме; что из изученного ранее будет опорой для нового; какой наглядный материал подобрать; какие виды деятельности предложить.

Г) Проверка и корректировка знаний и умений, полученных на предыдущих уроках и необходимых для успешного овладения новым материалом.

2 звено. Ознакомление и изучение нового материала.

Начинается с восприятия учебного материала. Восприятие предполагает целостное отражение всего материала в сознании учащихся. Оно может быть либо непосредственным – с помощью органов чувств, либо опосредованным – с помощью слова учителя. Восприятие предполагает такие действия ученика, как наблюдение за процессами или предметами, слушание, чтение. Уже в процессе восприятия учи­тель выделяет главное, существенное. Этому способствует план изложения материала; вопросы, написанные на доске, на которые нужно будет отве­тить после знакомства с новой информацией, запись главного, суще­ственного.

Далее осуществляется понимание и осмысление нового материала. Понимание и осмысление обеспечивает переход от восприятия к абстрактному мышлению и усвоению теоретических знаний. Ученик может многое запомнить не понимая. В этом случае работы мысли нет. Ученик должен осознать и понять основные идеи, ведущие понятия темы.

Результат этого звена – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Понятия эти не всегда отчетливы и правильны, поэтому работа над ними продолжается на следующих звеньях.

3 звено. Закрепление знаний и выработка на их основе умений и навыков.

На данном звене осуществляется дальнейшее совершенствование новообразованных понятий и представлений. На этапе закрепления знаний учитель обеспечивает полное запоминание учебного материала. Учитель организует многократное воспроизведение изучаемого материала, использует различные виды повторения: текущее и обобщающее. Оно препятствует забыванию, помогает увязать новый материал со старым, дает возможность уточнить, углубить, расширить, систематизировать усвоенное. Важным условием эффективности повторения являются элементы новизны, позволяющие сделать процесс обучения творческим, осознанным, опирающееся на мышление ученика, а не на механическую память. На основе многократных повторений одних и тех же действий с элементами новизны у учащихся формируются умения и навыки.

Далее осуществляется обобщение учебного материала, предполагает включение приобретенных знаний, умений в общую систему уже имеющихся знаний, умений и навыков и их систематизацию, связать с ранее изученным материалом. Это предполагает использование изученного в новых ситуациях; а также самостоятельное нахождение учащимися новых способов решения проблем и задач;применение межпонятийных и межпредметных учебных задач, моделирующих жизненные ситуации, в том числе и межпредметные, чтобы добиваться гибкости знаний, их критичности и креативности.

Полученные знания и умений применяются на практике. Через всевозможные упражнения, проблемные и поисковые задания, работу с опорными сигналами (конспектами) и т.д.

4 звено. Контроль за качеством усвоения содержания образования.

Предполагает установление обратной связи. Учитель выявляет пробелы в знаниях ученика иоказывает ему помощь в преодолении и предупреждении отста­вания. Так же, учитель контролирует качество своей работы. С помощью различных форм и видов контроля обеспечивается мотивация и дальнейшая успешная познавательная деятельность обучаемых и деятельность учителя.

Третий подход. Основывается на выделении элементов структуры любого вида деятельности: цели, мотивы, содержание, способы осуществления, оценку и результат. (В.А. Сластенин).

В структуре ПО выделяются компоненты:

Целевой компонент определяет предполагаемый конечный результат ПО, включает цели обучения. Объединяет совокупность целей обучения, как глобальную, так и предметные цели (общие, предметно-специфические и частные).

Личностный компонент объединяет субъекты ПО, в качестве которых выступают учителя и учащиеся. Важность этого компонента обуславливается тем, что успешность ПО зависит от того на сколько продуктивно в ходе ПО взаимодействуют учитель и учащиеся.

Содержательный компонент (содержание обучения) определяет систему значимых компонентов человеческой культуры, которые должны усвоить учащиеся.

Деятельностно - операционный компонент включает методы, организационные формы, средства обучения, обеспечивающие функционирование ПО. Данный компонент выступает как организационный, определяет, каким способом происходят передача и освоение компонентов человеческой культуры (содержания обучения).

Мотивационный компонент раскрывает мотивы (побуждения) обучения, которые определяются познавательными потребностями учащихся.

Мотив (фр. motif, от лат. moveo - двигаю) - внутренняя побудительная сила, что обеспечивает интерес личности к познавательной деятельности, активизирует умственные усилия.

Оценочно – результативный компонент определяет конечное состояние процесса обучения, его результат. Указывает на необходимость постоянного осуществления педагогического мониторинга - диагностики, оценки ПО.

Организация процесса обучения предполагает, о педагог и учащиеся выполняют следующие функции:

ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ПО.

ПО есть процесс активного взаимодействия учителя и учащихся. Организация процесса обучения предполагает, что педагог и учащиеся выполняют следующие функции:

Функции учителя Функции ученика
Выдвигает цель и задачи обучения. Стимулирует познавательную активность учеников Осознает цель, план, и смысл предстоящей деятельности
Раскрывает содержание изучаемого материала Усваивает содержание изучаемого материала (восприятие, осмысление, понимание, закрепление, обобщение)
Организует практическую деятельность учеников Выполняет практическую работу
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: