Процесс обучения — сложный, диалектически развивающийся процесс. Движущими силами ПО являются противоречия.
Противоречие это – рассогласование чего с чем то (филос. словарь)
Движущая сила противоречия - это психологическое ощущение затруднений в решении поставленных задач. Она проявляется в повышении умственной активности и побуждает к конкретным действиям по овладению необходимой суммой знаний, умений и навыков, необходимых для решения поставленной задачи, в формировании познавательных мотивов учения. В процессе учения ученики решают поставленную задачу, тем самым разрешают поставленное противоречие.
В основе движущей силы лежат закономерности процесса человеческого мышления, стремление познать окружающую действительность (явления, процессы, события, объекты и др.). Если на этом пути возникают преграды (прежде всего недостаточность знаний, опыта), у человека возникает желание, интерес преодолеть их. Интерес реализуется в познавательной деятельности по освоению окружающей среды.
|
|
Осознание противоречия - обязательный фактор процесса познания учеников. Но в основном механизм действия противоречия недостаточно выраженный, и не всегда воспринимается учениками. Поэтому преподаватель, должен специально создавать проблемные ситуации, которые способствуют включению механизма действия противоречия.
Рис 9. Механизм возникновения противоречия (И. П. Подласый)
Осознание противоречия - обязательный фактор процесса познания учеников. Но в основном механизм действия противоречия недостаточно выраженный, и не всегда воспринимается учениками. Поэтому преподаватель, должен специально создавать проблемные ситуации, которые способствуют включению механизма действия противоречия.
Центральным противоречием процесса обучения является противоречие между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми в процессе обучения (как учителем, так и самим учеником в самообразовании), и достигнутым уровнем овладения знаний, умений и навыков. На каждом уроке учитель ставит новые познавательные задачи, решить которые сам ученик пока не в состоянии, так как не владеет еще необходимыми для ее решения знаниями, умениями и навыками. Под влиянием учителя у обучающихся возникают потребности в усвоении недостающих, необходимых для решения познавательной задачи знаний, умений, навыков. В процессе изучения нового учебного материала, ученики овладевают логикой решения познавательной задачи, противоречие разрешается.
Поскольку обучение является живым и постоянно развивающимся процессом, для него свойственно наличие различных противоречий. Эти противоречия способствуют совершенствованию обучения, его приспособлению к изменяющимся требованиям общества. Вот еще ряд основных противоречий в образовательном процессе.
|
|
Противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности разрешается через обеспечение осознанности, понимания теории, на которой основаны все постепенно усложняющиеся упражнения (от вводных и копировочных до творческих).
Противоречие между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием. Оно может разрешаться, например, через неоднократное изложение материала (полное и свернутое, включающее самое главное) или иными путями с учетом познавательных возможностей учащихся, особенностей их восприятия и через организацию первичного закрепления на уроке в той же логической последовательности, в какой велось изложение.
Противоречие между учебными задачами и уровнем развития ученика. На разных этапах обучения уровень сложности учебных заданий повышается. Если задание намного превышает уровень развития ученика, то оно, скорее всего, окажется не выполненным или выполненным не в полной мере. Такое положение может полностью лишить учащегося мотивации к обучению. С другой стороны, если задание окажется слишком простым, то оно не будет способствовать его развитию, ведь для достижения цели он не приложил достаточно усилий.
Противоречие между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых учеником. Это противоречие содействует улучшению содержания образования. Дело в том, что объем опыта, накопленного человечеством, настолько велик, что ни один из людей никогда не сможет усвоить его в полной мере. Поэтому необходимо выбирать именно ту информацию, которая бы соответствовала потребностям индивида и общества. Вместе с информацией ученик должен овладеть основными методами познания (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование и др.) для того, чтобы в дальнейшем уметь «добывать» знания самостоятельно.
Противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями. Разрешается оно через совершенствование содержания образования, инновационные процессы, поиски более адекватных технологий и моделей обучения и т. п.
Кроме вышеназванных, в процессе обучения могут возникать и другие противоречия.