Тема 11. Организационные формы обучения

ПЛАН

1. Понятие о организационных формах обучения.

2. Общая характеристика классно-урочной системы обучения. Формы обучения как системы.

3. Урок – основная форма организации обучения.

4. Общие формы обучения.

1. Понятие о организационных формах обучения.

Рис 1. Процесс обучения как целостная система, его компоненты

(И.П. Пидкосистый)

Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок.

Формой обучения это способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения (С. А. Смирнов).

Формы обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме (И.П. Подласый).

 

И. П. Подласый предлагают классифицировать формы обучения по следующим критериям:

1. Классификация организации текущей учебной работы класса И. П. Подласого по следующим критериям:

- по количеству учащихся, участвующих в процессе обучения (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы);

-по месту учебы (1)школьные: школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольных участках, в лаборатории; и 2) внешкольные: домашняя работа, экскурсии, занятия на предприятиях);

- по длительности времени обучения (1) классический урок — 45 мин, 2) спаренное занятие — 90 мин, 3) спаренное укороченное занятие — 70 мин, 4) уроки «без звонков» произвольной длительности).

Классификация организационных форм обучения, (будет использоваться на занятиях)

1.Системы обучения: индивидуальное обучение,классно-урочная система, белл-ланкастерская система, дальтон-план, мангеймская система, бригадно-лабораторная система, план Трампа.

2.Внешнии формы обучения: 1)основная формы обучения: урок;2) дополнительные формы обучения: экскурсия, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа, учебная конференция, лекция, семинары, практикумы;3)вспомогательные формы обучения: факультативы, кружки, клубы по интересам, олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки,экспедиции.

3) Общие формы обучения: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные.

2.Общая характеристика классно-урочной системы обученияФормы обучения как системы

Классно-урочная система обучения – этоорганизация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), — классы, а ведущей формой обучения является урок.

Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: