ПЛАН
1. Понятие о организационных формах обучения.
2. Общая характеристика классно-урочной системы обучения. Формы обучения как системы.
3. Урок – основная форма организации обучения.
4. Общие формы обучения.
1. Понятие о организационных формах обучения.
Рис 1. Процесс обучения как целостная система, его компоненты
(И.П. Пидкосистый)
Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок.
Формой обучения это способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения (С. А. Смирнов).
Формы обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме (И.П. Подласый).
И. П. Подласый предлагают классифицировать формы обучения по следующим критериям:
1. Классификация организации текущей учебной работы класса И. П. Подласого по следующим критериям:
- по количеству учащихся, участвующих в процессе обучения (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы);
|
|
-по месту учебы (1)школьные: школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольных участках, в лаборатории; и 2) внешкольные: домашняя работа, экскурсии, занятия на предприятиях);
- по длительности времени обучения (1) классический урок — 45 мин, 2) спаренное занятие — 90 мин, 3) спаренное укороченное занятие — 70 мин, 4) уроки «без звонков» произвольной длительности).
Классификация организационных форм обучения, (будет использоваться на занятиях)
1.Системы обучения: индивидуальное обучение,классно-урочная система, белл-ланкастерская система, дальтон-план, мангеймская система, бригадно-лабораторная система, план Трампа.
2.Внешнии формы обучения: 1)основная формы обучения: урок;2) дополнительные формы обучения: экскурсия, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа, учебная конференция, лекция, семинары, практикумы;3)вспомогательные формы обучения: факультативы, кружки, клубы по интересам, олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки,экспедиции.
3) Общие формы обучения: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные.
2.Общая характеристика классно-урочной системы обученияФормы обучения как системы
Классно-урочная система обучения – этоорганизация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), — классы, а ведущей формой обучения является урок.
Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию.