Эмпидокл из Агригента

Любовь и вражда! Обе они

изначальны и бессмертны.

Эмпидокл (484 – 424 до н.э.) – поэт и философ, основатель риторики, знаток медицины, ученик Пифагора, знаком с трудами ионийских и элейских мыслителей. Известны стихотворные произведения Эмпидокла: "О природе", "Очищение".

Эмпидокл – стихийный материалист. Его учение о "четырех корнях" бытия (земли, воды, воздуха и огня) является своеобразной концепцией первоматерии, характерной для ранних натурфилософов. Однако у Эмпидокла "корни" бытия пассивны. Поэтому, как и у Анаксагора, вводится активная сила бытия, внешняя к его "первокорням" и независимая от них – любовь (дружба) и вражда (ненависть). Любовь разделяет однородное и соединяет разнородное ("из многого делает одно"). Вражда разделяет и соединяет однородное ("из одного делает многое").

Развитие космоса и формирование вещей в нем связано с активной деятельностью любви и вражды. Этапы в развитии мира связаны с переходом власти над миром от любви к вражде, и наоборот. Возникновение жизни, целесообразная организация живых организмов определяются периодами преобладания в мире любви или вражды. Признание первоосновы и первопричины бытия самостоятельными делает онтологию Эмпидокла дуалистичной и дает возможность объективно-идеалистической ее интерпретации.

Теория познания Эмпидокла основана на принципе "подобное познается подобным". Принципиальная возможность познания определяется тем обстоятельством, что субъект и объект познания состоят из одних и тех же "корней" бытия. Эмпидокл, в отличие от Анаксагора, придает чувственному познанию решающее значение. Разум действует эффективнее, когда основывается на результатах чувственного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: