double arrow

Парменид Элейский

Одно и то же есть мысль и то,

о чем эта мысль существует, ибо

без бытия, в котором ее выраженье,

мысли тебе не найти.

Парменид (примерно 540 – 470 до н.э.) являлся другом и учеником Ксенофана и, по более достоверной версии, основателем элейской школы. Основной его труд "О природе" сохранился лишь частично. Парменид, по словам Диогена Лаэртского, был также учеником милетца Анаксимандра и находился под влиянием пифагорейца Аминия. Наиболее всего Парменид разделял философию Ксенофана, воспринимая его стихийный материализм, учение о неподвижности, вечности, неизменности бытия и абсолютный гносеологический рационализм, отрицающий истинность чувственного познания.

Парменидовская гносеология, по существу, и послужила источником логического основания учения о бытии (онтологии) элейцев. Абсолютизация рационального познания и низведение чувственного познания до мнения, привело Парменида к тому, что само содержание мысли стало признаваться единственным представителем бытия. Мысль всегда есть мысль о бытии, о том, что существует. Не может быть мысли ни о чем, то есть о небытии. Следовательно, что немыслимо, то не существует. Есть только бытие, небытия нет и быть не может.

У Парменида мысль выступает главным критерием бытия и его атрибутов. Основными атрибутами (неотъемлемыми универсальными характеристиками) бытия Парменид называет следующие:

– бытие бескачественно, поскольку не имеет конкретного вида (качества), характерного для вещей. Оно суть универсальная сущность, соответствующая содержанию всеобщего понятия "бытие";

– бытие бесколичественно, так как отсутствует степень существования. Нельзя существовать больше или меньше (оно либо есть, либо его нет);

– абсолютность бытия – это его единственность, бытие есть, а небытия нет;

– бытие едино, то есть отсутствует множественность бытия. Вещи существуют лишь в мнении, но не в истинном знании;

– бытие закончено, завершено, равное себе, заполненное, неподвижно и неизменно. Это означает, что бытие как универсальное (всеобщее) понятие обозначает все сущее и поэтому завершено. От него нельзя ничего отнять или прибавить что-либо, бытие заполнено, и в нем нет небытия, пустоты, куда можно было бы двигаться;

– бытие предельно и имеет форму шара. Предельность бытия вытекает из его всеобъемлющего характера, а шарообразность мыслится как самая вероятная форма предельного.

Учение Парменида о бытии метафизично по существу, явно направлено против диалектики Гераклита. Однако изящество и виртуозность владения мыслью Парменидом способствовало исследованию идей диалектики его последователями. Онтологическое учение Парменида стало важной вехой в истории изучения бытия и непременным источником неудовлетворенности нашего знания его.

Зенон Элейский

То, что движется, не движется

ни в том месте, где оно есть,

ни в том, где его нет.

Зенон (примерно 490 – 430 до н.э.) – ученик Парменида, его последователь и истинный апологет. В защите онтологических идей Парменида Зенон широко использует логические приемы доказательства. Исходя из тезиса о непротиворечивости бытия Зенон пытается доказать: 1) невозможность мыслить множественность бытия; 2) невозможность мыслить его движение. Допущение того и другого приводят мысль к противоречиям.

Гносеологическим основанием невозможности множественности бытия и его движения является положение об особенностях и границах чувственного познания. Рациональному познанию приписывается возможность истинного знания, а чувственное ограничивается лишь мнением. Поэтому множественность бытия и его движение, утверждаемые чувствами, являются мнением, кажимостью, как это доказывает разум, мышление. Для доказательства Зенон использует апории[163], неразрешимые логические противоречия, возникающие из допущения множественности и движения бытия.

Наиболее известными являются апории: "дихотомия", "Ахилл и черепаха", "летящая стрела", "стадион". Апория "дихотомия" утверждает, что если признать движение реальным, то из этого следует: прежде чем пройти весь путь, нужно прежде преодолеть половину, а чтобы преодолеть половину, прежде необходимо пройти половину, половины (1/4), а еще раньше 1/8 пути и так далее до бесконечности. Поскольку начало движения относится к бесконечности по времени, то движение вообще не может начаться[164].

Апория "Ахилл и черепаха" утверждает невозможность быстроногому Ахиллу догнать черепаху, так как он должен прежде достичь того места, где была черепаха с начала движения. Ахилл должен повторить попытку догнать черепаху, опять пробежав до места, уже второго начала движения черепахи, которая пройдет за это время определенный путь. Бесконечное число попыток не позволяет Ахиллу догнать черепаху.

Апория "летящая стрела" утверждает, что если движение признать реальностью, то движущая стрела в любой момент времени занимает определенное место в пространстве, то есть она покоится и при этом летит. Иными словами, "летящая стрела покоится" является явным противоречием, свидетельствующим в пользу отрицания движения бытия.

Зеноновское изобретение многообразия логических приемов доказывания истины элейской онтологии послужили не столько ее защите, сколько прояснили реальную противоречивость бытия, пространства и времени, обнаружив их диалектический характер. Метафизическое воззрение на мир элеатов послужило становлению и развитию диалектических идей в античной философии.

4. Пифагорейская школа

Наиболее значительной и оригинальной школой на территории Южной Италии, в г.Кратоне, в VI веке стала пифагорейская школа. Она возникла как религиозно-философский союз единомышленников на основе модернизированной орфической религии и имела свой устав, правила поведения и общежития. Пифагорейская школа, в той или иной форме, просуществовала до III в.

Пифагор из Самоса

Разумные живые существа

подразделяются на [три вида]:

люди, боги и существа,

подобные Пифагору.

Аристотель о пифагорейской

классификации разумных существ

Пифагор (580 – 500 до н.э.) родился и долгое время проживал на острове Самос в Ионии. Вынужденный эмигрировать по политическим мотивам, поселился в Родоне и основал философскую школу, труды которой сочетали в себе религию, математику и философию природы. "Биография Пифагора, – пишет Гегель, – дошла до нас сквозь призму представлений первых веков до нашей эры – она написана в том стиле, в котором нам рассказывают о жизни Христа"[165]. Все труды членов школы приписывались Пифагору. Поэтому Аристотель, не умея отличить сказанное Пифагором от сказанного его учениками, именовал их "так называемыми пифагорейцами".

Онтология Пифагора содержит элементы учения, привлекательного для платоновского объективного идеализма. Закономерности математики лежат в основе мира. В числах как первых началах математики, по Аристотелю, Пифагор видел "начала всех вещей, более чем в огне, воде, земле…, что элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум был бы гармонией и числом". Гармония универсума определяется порядком. Пифагору приписывают высказывание: "Порядок да будет твоим божеством! Непрестанно воздавай ему сердечное служение: порядок есть союз всех вещей. Сама природа через него существует". Это высказывание созвучно современным идеям синергетики, в которой порядок и хаос в системе являются источником самоорганизации мира вещей.

Диоген Лаэртский излагает идею Пифагора о числах как источнике объемных тел, из которых возникают чувственно воспринимаемые тела и в "которых четыре основы: огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир – одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого земля; и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон"[166].

Религиозное учение пифагорейцев предполагает бессмертие души и ее перевоплощение в других людей и животных. Этическое учение их строилось на теологии.

Пифагорейская школа философии одна из первых обратилась к идеалистической онтологии, экстраполируя логику математического доказательства, на методологию философского познания.

5. Школа первых греческих атомистов.

Левкипп

Сущее не более чем не-сущее

и что оба они являются равной

причиной возникновения вещей.

Левкипп (500 – 440 до н.э.) – основоположник атомистической концепции бытия, учитель, друг и единомышленник Демокрита, полностью разделявший его философские идеи. О жизни Левкиппа мало что известно. Даже местом его рождения называют города: Абдеры, Милет, Элею. Из его работ практически ничего не сохранилось. Упоминают две книги: "Великий диакосмос", "Об уме". Столь незначительные сведения о жизни Левкиппа стали поводом для некоторых исследователей ранней античной философии усомниться в подлинности существования самого мыслителя. Некоторые из них считают, что Левкипп – это псевдоним Демокрита.

В основу онтологии Левкиппа положена созданная им атомистическая концепция бытия. В мире есть только атомы и пустота. Атомы – последние неделимые частицы вещей, обладающие формой, величиной, порядком, положением и движением. Пустота существует (является бытием) наряду с атомами, как условия их движения. Это, вроде бы, подтверждает позицию элеатов о несуществовании небытия. Но с другой стороны, пустота – это образ небытия, обозначающий отсутствие материи, бытия, что противоречит учению элеатов.

Левкипп и Демокрит придерживаются идентичных идей не только в онтологии, но и в гносеологии, разделяют политические, социальные и моральные взгляды. В историко-философской литературе имена Левкиппа и Демокрита всегда стоят рядом, подчеркивая тем самым абсолютное единство взглядов учителя и ученика.

Демокрит

Издавна, от вечности все

наполнено определяющей

необходимостью, все, что

было, есть и будет.

Демокрит из Абдер (примерно 460 – 370 до н.э.) ученик и последователь Левкиппа, в молодости многому учился, с этой целью путешествовал в Персию, Египет и Вавилон. Диоген Лаэртский называет более 70 наименований его работ по этике, физике, математике и астрономии, искусствам и прикладным наукам. Однако круг интересов Демокрита был еще шире. Его можно назвать философом и ученым поистине энциклопедического ума.

Атомизм Левкиппа и Демокрита становится принципиальной основой всех философских идей, объединивших в себе все многообразие знаний о бытии и познании. Натурфилософский атомизм Демокрита лежит в основе его онтологического учения об атомах как первосущностях и способах образования из них вещей. Единство бытия вытекает из неизменности вечных атомов, а многообразие вещей – из многообразия их свойств (формы, величины, положения, движения). Поэтому природа принципиально неуничтожима и несотворима. Вселенная вечна и бесконечна, состоит из бесчисленных миров.

"Начало Вселенной суть атомы и пустота", – пишет Диоген Лаэртский. Образование вещей и их трансформации объясняются движением атомов. Само чувственное познание вещей, их качества и свойства, определяются формами атомов, истекающих из вещей. Огонь "обжигающе колюч" в ощущениях, потому что его атомы имеют колючки. Учение Демокрита о чувственном познании связано с понятием эйдосов (образов), возникающих при взаимодействии органов чувств с вещами. Предмет источает из себя собственный образ, который при взаимодействии с органами чувств, отражается в них.

Демокрит одним из первых раннегреческих мыслителей осознает диалектику (взаимосвязь и взаиморазвитие) чувственного и рационального познания. "Левкипп и Демокрит… учат, что чувства и мышление возникают из образов, приходящих извне, ибо ни у кого нет чувства или мысли без образа, в них входящего".

Демокритово учение о необходимости как абсолютном атрибуте бытия приводит его к фатализму. "Случайность придумали люди, чтобы скрыть свое незнание вещей". В мире все совершается по необходимости и имеет свою причину. Для Демокрита принцип детерминизма (причинной обусловленности явлений) лежит в основании бытия и познания.

Атомизм экстраполирован (распространен) Демокритом на учение о душе. Он учит, что "душа – это огненное соединение постигаемых разумом частиц, имеющих шаровидную форму и огненную силу и являющихся также телом". Душа материальна и смертна, ибо погибает вместе с телом. Материализм Демокрита атеистичен. Он считает богов результатом вымысла людей, их попыткой объяснить непонятное в природе.

В обществознании Демокрит на удивление современен. Общественную жизнь он выводит из эволюции животного состояния людей, полагая источником их естественной активности в жизнедеятельности-потребности. "Ибо вообще потребность стала людям учительницей всего". В сфере политики Демокрит был идеологом рабовладельческой демократии. В экономике осуждает непроизводственное накопительство. Этика Демокрита универсальна, подобна его учению философии атомизма. Источником нравственности является научение добродетели каждого члена общества. Ключом добродетели является благая мысль, делающая человека мерилом нравственности.

Философия Демокрита более чем какая-либо из учений ранних греческих натурфилософов является всецело материалистической системой. Возможно этим объясняется неприязненное отношение идеалиста Платона к Демокриту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: