Ксенофан из Колофона

В меру небредовый Ксенофан,

бичеватель гомерообмана,

эк выдумал бога: непохожего на людей,

повсюду равного, [незыблемого],

неуязвимого, разумнее разума.

Тимон из Флиунта

Диоген Лаэртский называет два сочинения Ксенофана: "Основание Колофона" и "Исход в Элею". Из сохранившихся фрагментов наибольший интерес представляют те из них, в которых дана онтология Ксенофана, его критика Гомера и Гесиода за многобожие и антропоморфизм их богословского мифотворчества. Люди создают богов по своему образу и подобию и наделяют их теми же недостатками, которыми обладают сами. По Аристотелю, "Ксенофан, который… признавал единую сущность, но не объяснял ничего…, хотя, рассматривая всю вселенную, говорил, что единое есть бог".

Ксенофан материалистически рассматривает суть бытия и происхождение человека. "Ибо из земли мы все родились и из воды". Но мир бытия неизменен и вечен. Изменения признаются в рамках неизменных форм бытия, что отрицали его последователи Парменид и Зенон.

Для Ксенофана теория познания ограничена истинностью разума. Чувственное познание приводит к кажимости, мнению о вещах, что позднее было свойственно скептицизму гносеологии всей элейской школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: