Схоластика. Философско-теологический аристотелизм

Период схоластической философии связан с установлением господства феодальных хозяйственно-экономических отношений (VIII – XV вв.) в странах Западной Европы. Расцвет схоластической философии приходится на период XII – XIII вв., время, когда предпринимаются крестовые походы в страны Ближнего Востока (1096 – 1270 гг.), для которых характерны не только завоевательские мотивы, но и установление хозяйственных и культурных контактов Европы с ближневосточными странами.

Наступил период кризиса ближневосточных государств и хозяйственного подъема европейского континента, особенно городов, где стремительно развивались ремесла и торговля. Христианская религия достигает апогея власти в Западной Европе. Распространение в европейском просвещении аристотелизма получило невиданные масштабы. Официальная церковь объявляет учение Аристотеля еретическим и неоднократно запрещает чтение его трудов. Запреты только усиливали интерес к философии Аристотеля. Оказалось, что единственно разумным актом является не преследование, а использование аристотелевской философии для нужд христианской теологии. Так античный мыслитель, не имеющий ничего общего с христианством, стал христианским философом. Задачу использования аристотелизма для обоснования христианской теологии успешно решили Альберт Великий и Фома Аквинский, родоначальник официальной католической философии – томизма.

Альберт Великий (герцог Альберт фон Больштедт – 1193 – 1280) – немецкий теолог, философ и естествоиспытатель, прозванный "Великим" еще при жизни из-за необычайной популярности в кругах философствующих теологов. Преподавал в Парижском богословском университете, в Кельне и других городах христианской Европы. Альберт Великий – энциклопедически образованный человек, учитель, чьи речи почитатели слушали на площади перед зданием университета, так как лекционный зал был полностью заполнен слушателями. В 1931 г. Альберт Великий канонизирован католической церковью как Святой.

Заслугой Альберта Великого перед христианской церковью является теологическая реконструкция трудов Аристотеля. Аристотель предстал как христианский философ, чьи труды служат на пользу теологии, а не во вред ей. Другой важной заслугой Альберта Великого является "открытие" необычных способностей у своего ученика Фомы Аквинского, которому принадлежит приоритет в создании систематической христианской философии, основанной на трудах античного классика Аристотеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: