Фома Аквинский

Бог есть первопричина всех вещей как их образец (форма).

Фома Аквинский (1223 – 1274 гг.) – сын графа Аквинского, родился в средней Италии (Лацио), воспитывался в аббатстве Монте Кассино. В неаполитанском университете изучал свободные искусства. В 17 лет поступает в Парижский университет, где его учителем становится Альберт Великий. Основные труды: "Сумма теологии", "Сумма против язычников" ("сумма" – фундаментальный труд), комментарии трудов Аристотеля, полемические заметки, трактаты по христианской догматике, в области права, государства, общества. В XIV в. Фома Аквинский провозглашен святым, а в 1879 году католическая церковь определила учение Фомы как обязательное для церкви. Так возник томизм – основа сегодняшнего неотомизма.

Философия Фомы окончательно становится служанкой богословия. В философии особое место отводится онтологии, где Фома продолжает аристотелевские традиционные идеи о форме и материи. Мир представлен у Фомы как упорядоченная система, разделенная на иерархические ступени: неживая природа – фундамент творного бытия, мир растений, мир животных и мир человека, который является переходом в сверхъестественный духовный мир – абсолютное бытие Бога.

Бог есть форма всех форм – нетелесная разумная активность. Бог – простое бытие, абсолютное; вещь – сложное бытие, творное. Все сущее (божественное и вещное) включает сущность (essentia) и существование (existentia). Но лишь у Бога сущность и существование совпадают, являются тождественными. Сущность вещи не совпадает с ее существованием, поскольку сущность ее содержит общее, родовое, а существование вещи является исключительно индивидуальным. Поэтому лишь Бог абсолютен, вещи относительны, случайны. Бог же необходим и необходимость содержится в его сущности.

Аристотелевская концепция активной формы и пассивной материи определяет характер божественного творения мира и его развития, изменения. Вещи представляют собой духовную форму и материальное содержание. Духовное есть лишь форма. Сообразно учению о форме решается вопрос об универсалиях. Универсалии существуют: во-первых, в вещах, как сущностная (общая) форма; во-вторых, в человеческом разуме в общих понятиях; в-третьих, в божественном разуме, как предобраз (матрица) для вещи.

Фома предлагает пять доказательств бытия Бога: от движения, от причины, от необходимости, от существования наивысшего совершенства, от целесообразности бытия.

Томизм в учении о душе исходит из аристотелевской концепции о душе человека, рационалистически объясняя все ее способности и свойства. Источником познания является чувственность. Разум познает сущность.

Этика томизма исходит из предпосылки о свободе воли человека. Центральная часть учения о добродетелях рационалистична. Разум человека является его естеством. Разум должен управлять волей с целью познания Бога. Разум должен привести человека к нравственному порядку.

В социально-политическом учении Фомы государство должно ставить нравственные проблемы и заботиться об общем благе, хотя считал социальные различия вечными, определенными Богом, а следовательно, справедливыми. В области общества, знания, политики и права Аквинский определял приоритет церкви над государством и гражданским обществом.

После Фомы Аквинского схоластическая философия еще продолжает укреплять позиции христианской теологии, но уже появляются признаки застоя и упадка средневековой ментальности. Грядет эпоха Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: