Николай Федорович Федоров

Как возможен альтруизм без эгоизма?

Жертвующие жизнью суть альтруисты,

а принимающие жертву, они – кто?

… Жить надо не для себя (эгоизм)

и не для других (альтруизм), а со всеми

и для всех…

Николай Федорович Федоров (1829 – 1903) – русский религиозный мыслитель, философ, родоначальник русского космизма. Жизнь Н.Ф.Федорова сама по себе может стать предметом философско-нравственных исследований. Незаконный сын князя П.И.Гагарина, получивший образование в заштатном лицее, преподавал историю и географию и в течение многих лет работал библиотекарем Румянцевской библиотеки в Москве. Истинным христианином называл его Толстой: "Он очень беден, он все отдает, а всегда весел и кроток". "Праведником и не канонизированным святым" величает его Н.О.Лосский. Федоров был полностью лишен какого-либо тщеславия.

Труды Н.Ф.Федорова изданы после его смерти под общим названием "Философия общего дела"[211]. Философские, богословские и социальные идеи Н.Ф.Федорова:

– наиболее ценной религией является православное христианство. Оно близко русскому народному духу, содержит идеи воскресения и вечной жизни;

– будущие поколения сочтут своим долгом осуществить синтез практического (нравственного) и теоретического (научного) знания с целью слияния каждого индивидуального разума с разумом всеобщим;

– зло имеет природную основу. Природа довлеет над человеком и его инстинктом самосохранения, заставляя человека бороться с другими людьми. Добиться победы над природой можно, лишь объединившись для достижения общего блага. Такое объединение – результат воспитания в людях воли и разума;

– идеальным социальным строем – "психократией" – станет общество, лишенное социальных и классовых различий и где не будет внешнего принуждения. Каждый будет исполнять свой долг с сознанием важности и необходимости;

– функцией науки станет превращение разрушительных сил природы в жизнедеятельные. Подчинение сил природы необходимо в борьбе со смертью и в "воскрешении наших предков". Ведь частицы тела не выходят за рамки пространства и его можно воссоздать по-новому. Восстановление ранее умерших, а не рождение новых, чреватых смертью – в этом для человечества и заключается "одно, всеобъемлющее дело";

– Н.Ф.Федоров ожидал от науки самых решительных действий, направленных на подчинение природы человеку: управление метеорными потоками, повышение урожайности, использование солнечной и другой дешевой энергии, полеты в космос и освоение других планет – это далеко не полный перечень ученых деяний человека. Федоров полагал, что именно Россия станет той избранной страной, а ее народ – субъектом, который поведет человечество по пути "Общего дела".

Философские мысли Н.Ф.Федорова восхищали В.С.Соловьева, признававшего нравственное величие его идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: