Виссарион Григорьевич Белинский

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве и свободе.

Н.А.Некрасов о Белинском

Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848) – русский революционный публицист, литературный критик, искусствовед, философ. Литературное и философское наследие Белинского представлено в "Полном собрании сочинений: В 13 т." (М., 1953 – 1959). Увлекался философией Гегеля, трудами Сен-Симона, восхищался Фейербахом и революционными идеями. Популярность Белинского в России была непревзойденной.

Основные социально-философские идеи Белинского пронизаны революционно-преобразующим пафосом. Однако первые его работы, напротив, выражали восхищение правительством и самодержавием. Власть самодержавия, полагал Белинский, в полном соответствии с идеями Гегеля, "всегда таинственно сливалась с волею Провидения[207] – с разумною действительностью". Белинский в анализе исторического процесса использовал гегелевский принцип – "все действительное разумно, все разумное действительно".

В 1841 г. Белинский переходит на позиции революционной демократии. Интересен процесс эволюции гегельянских взглядов Белинского. "Общество всегда правее и выше частного человека" – это означает, что общество разумно и действительно, а индивид "до той степени действительность, а не призрак, до какой она выражает собою общество". Белинский в то же время пишет: "…судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира и здравия китайского императора (т.е. гегелевской Allgemeinheit[208])".

Антигегелевский настрой "Неистового Виссариона" (так называли Белинского за пылкий нрав) выразился в явный революционаризм. Нельзя ждать торжества "разумности" общества. Необходимо уже сегодня искоренять "торжество случайности, неразумия, животной силы". "Каждый из … братьев по крови" должен быть счастлив сегодня, а не завтра.

Знакомство с идеями социализма сделало Белинского горячим их сторонником и проводником. Именно социализм, по мнению Белинского, "должен спасти мир. Настанет время, когда не будет богатых", "не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди". Свобода без насилия невозможна: "смешно и думать, что это может сделаться само собою, без насильственных переворотов, без крови". "Люди так глупы, что их насильственно надо вести к счастью".

Белинский считал выводы славянофилов и их последователей беспочвенными. Ценности западного мира (идеал прогресса, свобода личности, ценности просвещения и многое другое) являются, несомненно, предпочтительными.

В.Г.Белинский в своих философских и социально-политических воззрениях был не всегда последовательным и постоянным, но его дар неизменного сопереживания "бед и горестей народных" снискали ему любовь и признательность честной российской интеллигенции прошлого и настоящего.

Западником, оказавшим не меньшее влияние на философскую политическую публицистику и революционное движение, является А.И.Герцен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: