Николай Федорович Федоров (1829—1903) — представитель философии русского космизма. В своих работах он всегда предлагал деятельность, с помощью которой могла быть достигнута та или иная
Тема 28. Черты русской философии конца XIX — середины XX в
глобальная цель, т.е. его философия является социально-ориентированной. Основное учение Федорова имеет название «Общее дело» и базируется на христианских основаниях, возводя христианскую нравственность на самые высокие вершины, до которых только мог дойти человеческий разум.
Федоров принял Евангелие как руководство к действию, как программу общечеловеческого единения, которая пока не приводится в исполнение. Поэтому он создал учение, разъясняющее евангельскую программу, превращая христианство из «молитвы» в Дело. По мнению мыслителя, Благая весть Христа была призывом к активному преображению смертного мира в иной — божественный и бессмертный, причем не каким-либо мистическим путем, а деятельным участием самого человека по воскрешению своих предков с целью восстановить единство человеческого рода. С воскрешением умерших предков физически восстановятся родственные отношения между всеми людьми, так как все люди произошли от Адама и Евы. Таким образом, будут преодолены отношения «небратства» и отчуждения не только между живущими ныне людьми, но и между умершими.
|
|
Оживление предков и установление всечеловеческого единства, основанного на всеобщем родстве, базируется у Федорова на пятой заповеди Декалога (декалогом называются десять заповедей, данных по библейскому преданию Моисею Богом на каменных скрижалях) о почитании своих родителей, но он считает, что «...Нельзя ограничивать долг к родителям одним почтением. Христианство устраняет этот недостаток ветхозаветной заповеди, превращая дело отчаянное в дело упования, надежды, в дело воскрешения, и из долга воскрешения выводит самый долг к детям». Истолковав по-новому Моисееву заповедь, Федоров приходит к выводу, что «...Иной высокой цели, кроме воскрешения отцов, или восстановления всеобщей любви, нет и быть не может». Долг по воскрешению предков он считает самой высшей и безусловно всеобщей естественной нравственностью. Воскрешение — это не единственная самоцель, но в первую очередь Общее дело, своей духовной высотой преображающее ныне живущих людей. Реализация этого дела приведет к обществу всемирного родства — психократии.
Прежде оживления предков Федоров предполагал победить саму смерть, которая с его точки зрения не является качественным признаком человека. Смерть всегда наступает в силу ряда конкретных причин, например голода или болезни, стихийных бедствий или войн. Если в процессе регуляции природы человечество сможет устранить все конкретные причины смерти, то таким образом оно сможет победить и саму смерть.
Раздел VIII Русская философия