Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова

Николай Федорович Федоров (1829—1903) — представитель фи­лософии русского космизма. В своих работах он всегда предлагал дея­тельность, с помощью которой могла быть достигнута та или иная

Тема 28. Черты русской философии конца XIX — середины XX в

глобальная цель, т.е. его философия является социально-ориентиро­ванной. Основное учение Федорова имеет название «Общее дело» и ба­зируется на христианских основаниях, возводя христианскую нравст­венность на самые высокие вершины, до которых только мог дойти человеческий разум.

Федоров принял Евангелие как руководство к действию, как про­грамму общечеловеческого единения, которая пока не приводится в исполнение. Поэтому он создал учение, разъясняющее евангельскую программу, превращая христианство из «молитвы» в Дело. По мне­нию мыслителя, Благая весть Христа была призывом к активному преображению смертного мира в иной — божественный и бессмерт­ный, причем не каким-либо мистическим путем, а деятельным учас­тием самого человека по воскрешению своих предков с целью восста­новить единство человеческого рода. С воскрешением умерших предков физически восстановятся родственные отношения между всеми людьми, так как все люди произошли от Адама и Евы. Таким образом, будут преодолены отношения «небратства» и отчуждения не только между живущими ныне людьми, но и между умершими.

Оживление предков и установление всечеловеческого единства, основанного на всеобщем родстве, базируется у Федорова на пятой заповеди Декалога (декалогом называются десять заповедей, данных по библейскому преданию Моисею Богом на каменных скрижалях) о почитании своих родителей, но он считает, что «...Нельзя ограничи­вать долг к родителям одним почтением. Христианство устраняет этот недостаток ветхозаветной заповеди, превращая дело отчаянное в дело упования, надежды, в дело воскрешения, и из долга воскреше­ния выводит самый долг к детям». Истолковав по-новому Моисееву заповедь, Федоров приходит к выводу, что «...Иной высокой цели, кроме воскрешения отцов, или восстановления всеобщей любви, нет и быть не может». Долг по воскрешению предков он считает самой высшей и безусловно всеобщей естественной нравственностью. Вос­крешение — это не единственная самоцель, но в первую очередь Общее дело, своей духовной высотой преображающее ныне живущих людей. Реализация этого дела приведет к обществу всемирного род­ства — психократии.

Прежде оживления предков Федоров предполагал победить саму смерть, которая с его точки зрения не является качественным при­знаком человека. Смерть всегда наступает в силу ряда конкретных причин, например голода или болезни, стихийных бедствий или войн. Если в процессе регуляции природы человечество сможет уст­ранить все конкретные причины смерти, то таким образом оно смо­жет победить и саму смерть.


Раздел VIII Русская философия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: