Александр Иванович Герцен

История принадлежит постоянно

одной партии – партии движения.

Александр Иванович Герцен (1812 – 1879) – русский философ, публицист, революционный мыслитель, поклявшийся еще подростком "отомстить за казненных (декабристов) и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками". Дважды Герцена арестовывали и высылали из Москвы в ссылку. В 1847 г. он уехал с семьей за границу, где не прекращал свою философскую и революционно-публицистическую деятельность. В 1852 г. Герцен основал в Лондоне "Вольную русскую типографию", где издавал альманах "Полярная звезда" и совместно с Огаревым – газету "Колокол".

Основные философские труды: "Дилетантизм в науке" (1842 – 1843), "Письма об изучении природы" (1845 – 1846), "С того берега" (1847 – 1850), "Роберт Оуэн" (1860, глава в "Былое и думах"), "Письма к противнику" (1864), "К старому товарищу" (1869)[209]. В них Герцен обнаружил хорошее знание современной ему философии.

В ранних работах Герцена явный идеализм направлен против материалистической философии. Этому способствовало знакомство Герцена с гегелевским объективным идеализмом, принцип тождества бытия и мышления которого в идеалистической трактовке он разделял. В "Письмах об изучении природы" Герцен становится на позиции материализма, успешно используя гегелевскую диалектику в критике метафизического (механистического) материализма[210].

Герцен считал главной задачей философии методологическую помощь науке. Ущербна философия, которая не имеет тесной связи с науками: "Философия, не опертая на частных науках, на эмпирии, - призрак, метафизика, идеализм". В онтологии Герцен исходил из материалистически трактуемого принципа единства бытия и мышления, называя "материализм" "реализмом".

Герцен не только усвоил диалектику Гегеля и осознал ее фундаментальную методологическую значимость для философского и научного познания, он распространил ее на материалистическое понимание мира. "Природа на каждом шагу учит нас понимать противоположное в сочетании: разве у ней бесконечное отделено от конечного, вечное от временного, единство от разнообразия?"

В гносеологии Герцен был явным диалектиком, выступая против агностицизма, скептицизма и догматизма, односторонности рационализма и сенсуализма.

Диалектические идеи Гегеля в истории и социологии Герцен ценил особенно высоко, называя его философию "алгеброй революции". В понимании общественного развития Герцен исходил из диалектики закономерного и сознательного, индивидуального и общественного, исторических обстоятельств и волевых усилий, взаимосвязи личности и среды; понимал историю как "свободное и необходимое дело". Герцен изначально исходил из принципа единого прогрессивного развития народов, не исключая специфичности пути каждого из них. Концепция "русского крестьянского" социализма и предполагает диалектику общей закономерности и специфичности исторического развития России.

Идеи "русского социализма" нашли свое продолжение в философско-социологической мысли народников, а явные оппоненты последних объединились под флагом религиозной философской духовности.

3. Религиозная философская духовность в русской культуре XIX в. Н.Ф.Федоров и В.С.Соловьев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: