Николай Яковлевич Данилевский

Бог пожелал создать красоту

и для этого создал материю.

Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1895) – русский философ-социолог, публицист, ученый естествоиспытатель, создатель учения о культурно-исторических типах цивилизационного развития народов. Основные сочинения: "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому". (1871, переиздано М., 1991), "Дарвинизм. Критическое исследование" (1889), "Сборник политических и экономических статей" (Спб., 1890).

Философско-социологические взгляды Н.Я.Данилевского:

– в основе его философско-социологических идей лежит последовательная защита основ славянофильства. Данилевский – яркий представитель панславизма [204];

– идея "общечеловеческой задачи" создания единой цивилизации неосуществима в принципе, так как развитие национальных цивилизаций осуществляется за счет их разнородности. Прогресс прекратится, если народы выберут единый путь развития. В этой мысли, несомненно, есть ценное зерно;

– не всякие народы способны к самобытному историческому творчеству, к созданию особой культуры, лежащей в основе культурно-исторических типов цивилизации. В предшествующей истории Данилевский выделяет одиннадцать типов цивилизаций: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассиро-вавилоно-финикийский; 4) халдейский (древнесимитический); 5) индийский; 6) иранский; 7) еврейский; 8) греческий; 9) римский; 10) новосемитский (аравийский); 11) германо-романский (или европейский). На смену последнему, вступившему в период упадка, идет восточнославянский культурно-исторический тип во главе с Россией;

– Данилевский выделяет два исторических типа общества: в первом основное население представляет обезземеленную массу, во втором – большинство населения наделено землей. В обществе первого типа городское население накапливает революционный потенциал, который, в конечном счете, должен привести к революции и установлению военной диктатуры. В странах второго типа устанавливается консервативное государственное устройство, поддерживаемое основной частью населения. Развитие по второму пути предпочтительно и характерно для России;

– Запад, создав европейский культурно-исторический тип общественной организации, уже пережил "апогей своего цивилизационного величия". Очередь теперь за возвышением славян, которое возможно при условии объединения их во "Всеславянский союз";

– все предшествующие культурно-исторические типы имели одну основу: еврейский – религиозную, греческий – художественную, римский – политическую. Германо-романский тип имеет две основы: политическую и научно-технологическую (индустриальную). Грядущий славянский культурно-исторический тип характеризуется четырехосновностью: 1) религиозной; 2) научно-технологической; 3) политической; 4) экономико-общинной;

– Данилевский опроверг завоевательный образ России, показав, что объединительная политика ее всегда носила мирный характер;

– неприятие эволюционной теории заставила Данилевского обратиться к трудам оппонентов Дарвина, чему он посвятил последние годы жизни.

Данилевский завершает классическое славянофильство и намечает переход к религиозно-философскому консерватизму, представленному Н.Н.Страховым и К.Н.Леонтьевым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: