Поскольку значения физических величин, полученные в результате измерений, имеют погрешности, они выражаются не точными, а приближенными числами. Незначащими цифрами приближенного числа называются нули, стоящие слева от первой отличной от нуля цифры в десятичных дробях, и нули, поставленные в конце числа, вместо цифр, отброшенных при округлении. Остальные цифры называются значащими. Например, в числе
значащими являются цифры
; в числе
, полученном округлением числа
, последние три нуля – незначащие. В конце числа могут быть и значащие нули. В качестве примера можно привести выражение
км
м. Здесь нули не заменяют отброшенные при округлении цифры, а выражают точное соотношение между единицами длины.
Для того чтобы числа не содержали незначащих нулей слева, их принято записывать в так называемой рационализированной форме, которую можно символически представить в виде выражения
,
где
– цифры, причем
;
– показатель степени. При такой записи числа рассмотренных примеров имеют вид
,
. Значащие цифры при такой записи не отбрасываются:
км
м.
При промежуточных расчетах и окончательной записи следует соблюдать следующие правила.
1) Все предварительные расчеты результатов измерений следует производить не более, чем до 3–4 значащих цифр.
2) Значение доверительной погрешности достаточно предварительно рассчитать с точностью до 2 значащих цифр, а для окончательной записиокруглить до одной значащей цифры. Данное правило объясняется тем, что при небольшом числе наблюдений (как правило, в учебной лаборатории их не более 5–7) значение погрешности определяется весьма приближенно, и нет особого смысла сохранять в записи большее число значащих цифр.
3) Разряды последних приводимых в окончательной записи значащих цифр результата и его погрешности должны совпадать.
Примеры, иллюстрирующие применение на практике вышеприведенные правила:
| № п/п | Значение измеренной величины | Доверительная погрешность | Правильная запись окончательного результата | |
| 1. | | | | |
| 2. | | | | |
| 3. | | | | |
| 4. | | | | |
| 5. | | | | |
Напоминание о необходимости указывать в записи окончательного результата единицу измерения, в которой выражается измеряемая величина, и значение доверительной вероятности результата было бы излишним, если бы преподавателям не приходилось постоянно сталкиваться на практике с подобной ’’забывчивостью’’ учащихся.