По разработанному графику движения поездов определяются его основные показатели, которые являются затем заданием для работы соответствующих подразделений:
1) участковая и техническая скорости движения поездов по каждому участку и средневзвешенная по отделению;
2) коэффициент участковой скорости;
3) средний простой транзитных поездов на технических станциях отделения;
4) показатели использования локомотивов:
а) участковый оборот локомотива;
б) коэффициент потребности локомотивов на пару поездов;
в) эксплуатируемый парк локомотивов по участкам;
г) среднесуточный пробег локомотивов;
д) среднесуточная производительность локомотива.
В курсовом проекте расчет скоростей ведется на основе ведомостей, составленных отдельно для каждого участка по форме таблицы 5.1. Сначала нечетные, а затем четные поезда заносятся в таблицу 5.1 из графика движения по порядку, начиная с 0 ч.
Таблица 5.1 – Расчет поездо-километров и поездо-часов грузового движения
| Нечетное направление | Четное направление | ||||||||||||
| номер поезда | Время, ч-мин | поездо-километры | номер поезда | Время, ч-мин | поездо-километры | ||||||||
| отправления со ст. П | прибытия на ст. Д | в пути | стоянки | в движении | отправления со ст. Д | прибытия на ст. П | в пути | стоянки | в движении | ||||
| … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
∑Nt | ∑Nt | ∑NLнеч | ∑Nt | ∑Nt | ∑NLчет |
Участковая и техническая скорости определяются с учетом сборных и вывозных поездов по формулам:
; (5.4)
, (5.5)
где ∑NL – сумма поездо-километров по участку в обоих направлениях; ∑Nti - соответствующие поездо-часы.
Средневзвешенные для отделения скорости определяются из выражения:
; (5.6)
, (5.7)
где ∑NLодн, ∑NLдвухп – сумма поездо-километров соответственно по однопутному и двухпутному участкам; ∑Nt
, ∑Nt
- соответствующие поездо-часы по участкам.
Коэффициент участковой скорости (доля времени нахождения поезда в движении) по участкам и в целом по отделению определяется по формуле:
. (5.8)
Средний простой транзитных поездов на технических станциях отделения определяется как средневзвешенная величина от суммарного простоя четных и нечетных транзитных поездов, проходящих через эти станции, по формуле:
t
=
, (5.9)
где ∑Nt
- суммарные поездо-часы нахождения транзитных поездов на технических станциях; ∑N
- количество транзитных поездов, имеющих стоянку на i-й станции.
Для расчета элементов формулы 5.9 удобно воспользоваться таблицей 5.2.
Таблица 5.2 – Расчет поездо-часов транзитного простоя без переработки
| Номер поезда | Время, ч-мин | Простой, ч-мин | Поездо-часы | |
| прибытия на станцию | отправления со станции | |||
| Станция В | ||||
| Нечетное направление | ||||
| Четное направление | ||||
Всего поездов ∑N | ∑Nt |
Показатели использования локомотивов подсчитываются по каждому типу локомотивов в следующем порядке:
1. Участковый оборот локомотива (время, необходимое для обслуживания одной пары поездов) определяется для каждого участка как сумма локомотиво-часов в движении
, на станциях смены бригад t
, на станциях оборота локомотивов t
и на станциях приписки локомотивов t
:
Θ
=
+ t
+ t
+ t
, (5.10)
где Lуч – протяженность участка, км; t
, t
, t
- среднее время нахождения локомотива соответственно на станциях, ограничивающих участок, ч.
Для определения t
необходимо выполнить подвязку локомотивов в пункте оборота к поездам обратного направления с использованием ведомости оборота (табл. 5.3).
Таблица 5.3 – Вспомогательная таблица для определения времени нахождения локомотива на станции оборота
| Прибытие на станцию оборота | Норма времени нахождения локомотива в пункте оборота (по заданию – 100 мин) | Отправление со станции оборота | Время нахождения локомотива на станции оборота, ч-мин | ||
| номер поезда | время, ч-мин | номер поезда | время, ч-мин | ||
| 0-10 | | 0-30 | 1-40 | ||
| 1-20 | 1-20 | 2-00 | |||
| 1-50 | 2-00 | 1-50 | |||
| 2-30 | 3-20 | 2-00 | |||
| 3-40 | 4-30 | 2-40 | |||
| … | … | … | … | … | |
| … | … | … | … | … | |
| 22-50 | 23-10 | … | |||
| 23-20 | 23-50 | … | |||
| Итого | ∑М=23 | - | ∑Мt |
t
=
(5.11)
2.Коэффициент потребности в локомотивах на пару поездов:
К
(5.12)
3.Эксплуатационный парк локомотивов Мэ определяется для каждого участка по формуле
М
= К
·Nгр, (5.13)
где Nгр – среднесуточные размеры движения грузовых поездов (в парах) на i-м участке.
4.Среднесуточный пробег (км/сут) локомотивов по отделению устанавливается по формуле
, (5.14)
где
- суммарные локомотиво-километры с учетом резервного пробега. Здесь можно принять
= ∑NLотд;
- суммарный эксплуатационный парк локомотивов на отделении.
5. Среднесуточная производительность локомотива (число тонно-километров брутто, приходящееся на один локомотив эксплуатируемого парка в сутки) определяется по формуле
, (5.15)
где Qср – средняя масса поезда брутто, тонн.