Управление процессом вхождения человека в организацию

Каждому человеку в своей жизни не один раз приходилось переживать процесс вхождения в организацию. Находиться в организации, быть ее членом и входить в организацию, становиться ее членом – не одно и то же. Возникают несколько проблем:

- адаптация человека к новому окружению;

- коррекция или изменение поведения человека;

- изменения и модификации в организации.

Данные проблемы определяют не только то, сможет ли человек войти в организацию, но зависит и то, как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением.

Необходимым условием успешного вхождения в организацию для каждого ее члена является изучение системы ее ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации.

Вступая в организацию, человек должен уяснить для себя каким нормам он должен следовать в общении с коллегами, как должен интерпретировать деятельность организации, в какой форме и по каким вопросам обращаться к руководству, в каком виде принято ходить на работу, как принято распоряжаться рабочим временем, а также временем, отведенным для отдыха.

Отобрав человека для работы для исполнения им определенной роли, организация исходила из того, что этот человек ей нужен и будет полезен. Поэтому удержание человека и адаптация к условиям труда является важной задачей, за которую ответственно управление организации. Успех вхождения человека в организацию зависит от того, насколько этот человек мотивирован на вхождение в организацию, и от того, насколько организация на начальном этапе вхождения в состоянии его удержать.

Для того, чтобы удержать входящего в организацию человека, могут быть применены меры долгосрочной материальной поддержки, обещания в будущем продвижения по службе, предоставление интересных мест работы, предоставление за счет организации возможности обучения, предоставление на льготных условиях жилья и др.

На этапе вхождения нового работника в организационное окружение организация должна решать три задачи:

1) разрушать старые поведенческие нормы человека;

2) заинтересовать его в работе в организации;

3) прививать ему новые нормы поведения.

Все эти процессы идут в тесной взаимосвязи и достигаются совокупным набором приемов и методов. При вхождении человека в организацию часто отрицательные результаты может дать недозагруженность на работе, постановка упрощенных задач и легких заданий, а также постановка очень сложных задач и загруженность на работе. Очень благоприятным является создание таких ситуаций и таких задач, которые могут быть решены новым членом организации самостоятельно, несут в себе элемент вызова и необычности, для решения которых требуются действия и поведение, противоречащие тому, как человек действовал ранее.

Ускоренной адаптации к новому окружению способствует создание групп из начинающих членов организации с включением сотрудников, имеющих продолжительный опыт работы в организации.

К разряду новых средств, способствующих удержанию нового члена в организации и ускоренной адаптации к организационному окружению, относятся беседы с руководством, а также разъяснения и рекомендации, даваемые руководством.

Успешно организованный процесс включения человека в организационное окружение приводит к тому, что у него появляется чувство ответственности за дела организации и устойчивые внутренние обязанности по отношению к организации. Воспитанию у нового сотрудника устойчивого чувства ответственности перед организацией способствует принятие таких решений и осуществление таких действий, которые могут быть объяснены и оправданы только в системе ценностей данной организации. Совершив определенные действия, сотруднику ничего не остается как продолжать поступать соответствующим образом.

Достаточно заметно чувство ответственности перед организацией развивается у новых членов организации, если они привлекаются к обсуждению и аналогичным мероприятиям, проводимым руководством организации. В этом случае причастность к принятию «глобальных» с точки зрения организации решений способствует выработке чувства ответственности за результаты этих решений, а, следовательно, и за функционирование организации в целом.

Завершающей стадией процесса включения нового члена в организацию является переход в полноправные члены организации. Этот процесс может осуществлять тогда, когда новый член организации реально, а не на словах, усвоил ее нормы и ценности. Это могут быть присвоения титула или звания, наделение определенными полномочиями по принятию решений, допуск к конфиденциальной информации, к участию в мероприятиях и т.п. Однако независимо от степени публичности и формы процесса, переход должен быть проведен таким образом, чтобы новому сотруднику было совершенно ясно, что он окончательно принят организацией и стал ее полноправным членом.

Степень включения человека в организацию, успешность или неуспешность адаптации человека к организационному окружению во многом зависит от того как человек усвоил и принял ценности и нормы организации. Входя в организацию, человек сталкивается со многими нормами и ценностями, узнает о них от коллег, из проспектов и учебных материалов, от лиц, не являющихся членами организации. Человек может принять все норма и ценности, может принять их часть, может не принять их совсем. Каждый из данных случаев имеет свои отличительные последствия для включения человека в организацию, может быть по-разному оценен самим человеком, воспринят организационным окружением и оценен организацией.

Для того, чтобы дать общую характеристику и оценку того, как восприятие норм и ценностей влияет на вхождение в организацию, важно не только знать насколько полно он воспринял нормы и ценности организации, но и то, какие нормы и ценности были приняты человеком, а какие отторгнуты.

Все нормы и ценности организации с точки зрения ее миссии, целей и организационной группы могут быть разделены на 2 группы:

1) безусловно необходимые для принятия всеми членами организации;

2) не обязательно необходимые нормы и ценности.

В зависимости от того какие нормы и ценности были приняты новым членом организации может быть выделено 4 типа адаптации:

- отрицание (не принимаются никакие нормы и ценности);

- конформизм (принимаются все нормы и ценности);

- мимикрия (основные нормы и ценности не приняты, но соблюдаются необязательные нормы и ценности, маскирующие неприятие основных норм и ценностей);

- адаптивный индивидуализм (обязательные нормы и ценности приняты полностью, необязательные приняты частично, либо отвергнуты).

Очевидно, что первый и третий типы восприятия норм и ценностей организации делают невозможной адаптацию к организационному окружению, приводят его к конфликту с организацией и разрыву связей. Второй и четвертый типы позволяют человеку адаптироваться и включиться в организацию, хотя они и приводят к различным результатам включения.

Нельзя сказать, что какой-то из этих двух типов лучше, т.к. оценка зависит от того, в какой организации находится человек. В бюрократических организациях, в организациях, где доминирует стандартизированная деятельность, где не требуется изобретательность, самостоятельность и оригинальность поведения может быть быстрее принят человек, принявший все нормы и ценности. В предпринимательских и творческих организациях, где индивидуальность поведения может давать свои положительные результаты адаптивный индивидуализм в большинстве случаев может рассматриваться как лучший путь восприятия человеком системы норм и ценностей организации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: