Особенности анализа финансовых результатов деятельности предприятий оптово-розничной торговли

Целью управления финансовыми результатами деятельности предприятия оптово-розничной торговли является обеспечение роста рентабельности продаж на основе преимущественного роста соответствующих показателей прибыли по сравнению с ростом выручки от продаж. Только так будут сформированы предпосылки для роста деловой активности предприятия, а увеличение чистой прибыли будет способствовать пополнению накопленной части собственного капитала организации, что, в свою очередь, предопределяет устойчивость ее финансового состояния.
Достичь указанной цели нельзя без серьезного анализа финансовых результатов, значение которого состоит в формировании объективной оценки их динамики и структуры, а также в выявлении внутренних резервов их улучшения.

Существует значительное количество методик анализа финансовых результатов. Между тем исследователи подходят к отдельным теоретическим и методическим вопросам анализа в различных аспектах и с разной степенью детализации[10]. Рассмотрим основные методики анализа финансовых результатов с позиций разных авторов.

Так, Г.В. Савицкая предлагает проводить анализ финансовых результатов деятельности предприятия, поэтапно проводя:

1. Анализ состава и динамики прибыли. При этом в процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

- маржинальная прибыль;

- прибыль от реализации продукции, товаров, услуг;

- общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль);

- чистая прибыль;

- капитализированная прибыль;

- потребляемая прибыль.

Причем, как отмечено автором, использование показателей прибыли должно быть обусловлено целями анализа[11].

В процессе анализа следует определить состав, структуру и динамику прибыли. Г.В. Савицкая полагает, что особое внимание необходимо уделять учету инфляционных факторов изменения суммы прибыли.

2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг. В процессе анализа исследуются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы (объем реализации продукции, структура реализованной продукции, себестоимость продукции, изменение уровня среднереализационных цен).

3. Анализ ценовой политики предприятия и факторный анализ уровня среднереализационных цен. При этом исследуется влияние на изменение уровня среднереализационной цены следующих факторов: качество реализуемой продукции, сроки реализации, рынки сбыта реализуемой продукции, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

4. Анализ прочих доходов и расходов. В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

5. Анализ рентабельности предприятия. Сначала необходимо определить рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат), рентабельность продаж (оборота), рентабельность совокупного капитала. Дальше в процессе анализа нужно определить динамику указанных показателей, сравнить с плановыми значениями и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями – конкурентами, провести факторный анализ каждого из показателей рентабельности.

6. Анализ использования прибыли. В процессе анализа изучаются факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой потребленной и капитализированной прибыли[12].

А.Д. Шеремет предлагает свою последовательность анализа прибыли и рентабельности продукции:

1. Формируется ряд показателей, который характеризуют финансовые результаты организации. При этом выделяются следующие показатели: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) от продаж и прочей деятельности, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.

2. Анализ на предварительном этапе проводится как по абсолютным показателям прибыли, так и по ее относительным показателям, к примеру, по отношению прибыли к выручке от продажи – по рентабельности продаж.

3. Углубленный анализ проводится посредством изучения влияния на величину прибыли и рентабельность продаж различных факторов, подразделенных на группу внешних и группу внутренних факторов.

4. Далее анализируется влияние инфляции на финансовые результаты от продаж продукции.

5. Исследуется качество прибыли, приводится так называемая обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли.

6. Проводится анализ рентабельности активов предприятия.

7. Осуществляется маржинальный анализ прибыли[13].

В анализе финансовых коэффициентов А.А. Шеремет рассматривает 6 групп финансовых коэффициентов, каждая из которых содержит от 3 до 10 показателей, но сводной их оценки не дается.

С точки зрения О.В. Ефимовой, важнейшая задача анализа финансовых результатов – это выделение в составе доходов предприятия стабильно получаемых доходов для прогнозирования финансовых результатов. Также О.В. Ефимова указывает на необходимость внешнего и внутреннего анализа финансовых результатов, и выделяет следующие этапы в их проведении – внешний и внутренний[14].

Внешний анализ проводится в два этапа. На первом этапе внешнего анализа с помощью изучения комментариев и пояснительной записки к годовой отчетности формируется понимание принципов формирования доходов и расходов на предприятии. На втором этапе проводится анализ отчета предприятия о прибылях и убытках.

Внутренний анализ финансовых результатов включает три этапа. На первом этапе исследуется воздействие существующих на предприятии учетных принципов в части оценки статей активов, доходов и расходов, изменений учетной политики. На втором этапе выясняются причины изменения конечного финансового результата, выявляются стабильные и случайные факторы, приведшие к этим изменениям. Третий этап включает углубленный анализ финансовых результатов с использованием данных управленческого учета о доходах и расходах в разрезе центров ответственности. При этом оценивается качество полученного финансового результата, прогнозируются будущие результаты, проводится анализ доходности (рентабельности) деятельности предприятия[15].

Н.Н. Селезнева и А.Ф. Ионова считают, что анализ финансовых результатов и рентабельности организации необходимо проводить в следующей последовательности:

1. Приводится классификация прибыли, которая рассматривается как показатель эффекта хозяйственной деятельности. В целях анализа прибыль классифицируется:

- по порядку формирования: валовая прибыль, маржинальный доход, прибыль до налогообложения, чистая прибыль;

- по источникам формирования: прибыль от реализации услуг, прибыль от реализации имущества;

- по видам деятельности: прибыль от обычной деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, прибыль от финансовой деятельности;

- по периодичности получения: регулярная прибыль, чрезвычайная прибыль;

- по характеру использования: прибыль, направленная на дивиденды (потребленная), прибыль капитализированная (нераспределенная) прибыль.

2. Формируются показатели прибыли, определяются основы их расчета и взаимосвязь между ними.

3. Перечисляются экономические факторы, влияющие на величину прибыли, проводится факторный анализ прибыли до налогообложения.

4. Целесообразно в процессе анализа учитывать влияние инфляции на финансовые результаты.

5. Анализируется «качество» прибыли, понимаемое как «обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации»[16]. Прибыль имеет высокое качество, если растет объем производства, снижаются расходы по производству и реализации, низкое качество прибыли означает, что имеется рост цен на продукцию без увеличения объема выпуска и продаж в натуральных показателях. Также качество прибыли характеризуется:

- состоянием расчетов с кредиторами, чем меньше просроченной кредиторской задолженности, тем выше качество прибыли;

- уровнем рентабельности продаж;

- коэффициентом достаточности прибыли;

- структурой рентабельности по видам продукции.

6. Анализируются денежные потоки организации для выявления степени достаточности поступлений денежных средств по текущей деятельности для обеспечения оттоков по текущей и инвестиционной деятельности предприятия. При этом предлагается увязывать анализ финансовых результатов с анализом денежных потоков.

7. Проводится анализ финансовых результатов по финансовой отчетности предприятия, то есть исследуется их уровень, динамика (горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках) и структура (вертикальный анализ).

8. Предлагается схема факторного анализа общей бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) и прибыли от реализации продукции.

9. Оценивается влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции, они обобщаются в двух группах. В состав первой группы входят: изменение объема реализации продукции в оценке по базисной или плановой себестоимости, изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции. Вторая группа факторов представлена экономией от снижения себестоимости продукции, экономией от снижения себестоимости продукции за счет структурных сдвигов, изменением издержек из-за динамики цен на материалы и тарифов на услуги, изменением цен на один рубль продукции[17].

Основным недостатком указанной методики является то, что при определении состава факторов, влияющих на изменение прибыли, допущена методологическая ошибка, состоящая в том, что рекомендуется дважды учитывать влияние одного и того же фактора на изменение прибыли, а именно структурный сдвиг в ассортименте продукции учитывается одновременно в двух группах факторов. Также неоднозначна предлагаемая классификация факторов и ее разделение на две группы.

10. Далее рекомендуется проанализировать использование прибыли на основе отчета о прибылях и убытках, в связи с основными направлениями использования чистой прибыли. Автором предлагается в ходе вертикального и горизонтального анализа использования чистой прибыли вычислять коэффициент капитализации, темп устойчивого роста собственного капитала, коэффициент потребления прибыли.

11. Высказывается мнение, что конечным этапом анализа финансовых результатов должен являться анализ рентабельности, в рамках которого следует определить показатели рентабельности, дать определение экономической и финансовой рентабельности с исследованием эффекта финансового рычага, проводится анализ рентабельности активов, собственного капитала, рентабельности продукции и производственных фондов[18].

В процессе анализа финансовых результатов деятельности предприятий оптовой и розничной торговли необходимо решить следующие задачи:

- изучение и оценка финансовых результатов и их изменения в динамике;

- изучение и оценка отдельных слагаемых прибыли с позиции выявления возможностей увеличения доходов и устранение непроизводственных расходов и потерь;

- изучение и оценка использования прибыли;

- изучение и оценка динамики рентабельности;

- обобщение и систематизация выявленных резервов роста чистой
прибыли и разработка конкретных рекомендаций, направленных на вовлечение их в оборот.

Указанные задачи являются общими и могут быть конкретизированы в зависимости от стоящих перед исследователем управленческих задач. Однако решение задач анализа финансовых результатов, вне зависимости от их характера и степени детализации, как правило, основывается на использовании инструментария, который включает стандартные методы анализа, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Содержание и методы анализа финансовых результатов деятельного торговых организаций

Этапы анализа (задача) Цель Содержание Состав применяемого инструментария
Анализ формирования финансовых результатов и их изменения в динамике Оценка динамики финансовых результатов, выявление факторов, оказывающих доминирующее отрицательное влияние на формирование и динамику чистой прибыли, подлежащее более детальному изучению в ходе реализации дальнейших этапов анализа финансовых результатов Общий анализ финансовых результатов (анализ динамики за ряд лет, за отчетный период в разрезе элементов формирования) Прием сравнения, относительных величин динамики, интенсивности и структуры, графический анализ
Факторный анализ чистой прибыли Приемы прямого детерминированного факторного анализа, графический анализ
Анализ качества прибыли (оценка структуры формирования прибыли до налогообложения, оценка причин отличия чистой прибыли от чистого денежного потока (оттока)) Прием сравнения, относительных величин структуры, графический анализ, косвенный метод анализ движения денежных средств
Анализ валовой прибыли от продажи товаров Экономически обоснованная оценка динамики валовой прибыли и выявление внутренних резервов её роста Общий анализ валовой прибыли от продажи товаров (анализ динамики за ряд лет, за отчетный период в разрезе определенных признаков) Приемы сравнения, относительных величин динамики, интенсивности и структуры, графический анализ
Анализ влияния факторов на изменение валовой прибыли Приемы прямого детерминированного факторного анализа, графический анализ
Анализ расходов на продажу товаров Экономически обоснованная оценка динамики и структуры расходов на продажу и выявление резервов их относительного сокращения Общий анализ расходов на продажу товаров (анализ динамики за ряд лет, за отчетный период в разрезе определенных признаков) Приемы сравнения, относительных величин динамики, интенсивности и структуры, графический анализ
Анализ влияния на расходы на продажу субъективных факторов Приемы прямого детерминированного факторного анализа, графический анализ
Анализ влияния на расходы на продажу объективных факторов
Анализ отдельных статей расходов на продажу Приемы сравнения, относительных величин динамики, интенсивности и структуры, методы факторного анализа, графический анализ
Анализ взаимосвязи объема продаж, расходов на продажу и прибыли Приемы сравнения, относительных величин динамики, интенсивности и структуры, графический анализ
Анализ прочих доходов и расходов Экономически обоснованная оценка динамики и структуры прочих доходов и расходов, выявление резервов их оптимизации Анализ динамики прочих доходов и расходов Приемы сравнения, относительных величин динамики и структуры, графический анализ
Анализ структуры прочих доходов и расходов
Анализ использования прибыли Экономически обоснованная оценка динамики и направления использования прибыли до налогообложения и перераспределенной прибыли, выявление резервов более рационального использования прибыли прошлых лет и отчетного года Анализ состава и структуры использования прибыли до налогообложения Приемы сравнения, относительных величин динамики и структуры, методы прямого детерминированного факторного анализа, графический анализ
Анализ состава и структуры использования нераспределенной прибыли Приемы сравнения, относительных величин динамики, координации и структуры, графический анализ
Анализ рентабельности Экономически обоснованная оценка динамики финансовой отдачи результатов деятельности организации и выявление резервов её роста Общий анализ показателей рентабельности продаж, доходов и расходов Приемы сравнения, относительных величин динамики и интенсивности, графический анализ
Факторный анализ показателей рентабельности продаж Приемы прямого детерминированного факторного анализа, графический анализ
Систематизация резервов оптимизации финансовых результатов деятельности Формирование основы для экономического обоснования мероприятий по устранения недостатков, выявленных в процессе проведенного анализа Обобщение выявленных резервов роста чистой прибыли и подсчет их реальной величины Приемы сравнения, относительных величин структуры, интенсивности и координации, метод абсолютных разниц, графический анализ
Изучение воздействия упущенных возможностей роста чистой прибыли на финансовое состояние организации
Оценка структуры формирования резервов и выявление приоритетных направлений максимизации прибыли

Корректность результатов анализа в основном определяется содержанием его информационной базы, состав которой обусловлен статусом субъекта проведения исследования, в зависимости от чего анализ финансовых результатов может быть внешним и внутренним[19].

В первом случае информационной базой анализа финансовых результатов будут:

1. Данные финансового плана (в составе бизнес-плана);

2. Показатели форм бухгалтерской отчетности и приложений к ним,
а именно:

– формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», представляемой как в
составе годовой, так и промежуточной бухгалтерской отчетности[20]. При анализе финансовых результатов оно является основной, так как в ней отражаются абсолютные показатели, которые характеризуют формирование финансовых результатов. Порядок их расчета в формализованном виде представлен в таблице 2.


Таблица 2

Методика расчета абсолютных показателей финансовых результатов торговых организаций с использованием данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

Название показателя № стр. формы № 2 бухгалтерской отчетности Экономический смысл Методика расчета Порядок расчета согласно строкам формы № 2 бухгалтерской отчетности
1.Валовая прибыль стр. 029 Сумма реализованной торговой наценки ВП=ВР - ПС стр. 010 – стр. 020
2.Прибыль от продаж стр. 050 Финансовый результат от основных видов деятельности ПП=ВП - РП стр. 029 – стр. 030
3.Прибыль до налогообложения стр. 140 Общий финансовый результат ПДН=ПП+ДПД-РПД стр. 050 + стр. 060 – стр. 070 + стр. 080 + стр. 090 – стр. 100
4.Чистая прибыль стр. 190 Конечный финансовый результат ЧП=ПДН±ОНА+ОНО-НПБ-ШС стр. 140±стр. 141 + стр. 142 – стр. 150

Данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» используются
при изучении динамики финансовых результатов, их структуры, динамики
показателей рентабельности, а также при выявлении и количественном измерении потерь чистой прибыли на этапах ее формирования и использования.

Кроме указанных в таблице 2 абсолютных показателей прибыли,
в данной форме отчетности отражаются cпpaвoчнo следующие показатели: постоянные налоговые обязательства (активы), базовая прибыль (убыток) на акцию, разводненная прибыль (убыток) на акцию.

В соответствии с Методическими рекомендациям по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденным приказом Министерства финансов России от 21.03.2000 г. № 29н для расчета базовой прибыли на акцию предварительно следует вычислить средневзвешенное количество обыкновенных акций. С этой целью число обыкновенных акций на 1-е число каждого месяца отчетного периода суммируют и делят на количество месяцев. Далее из чистой прибыли вычитают сумму дивидендов по привилегированным акциям и остаток делят на полученное средневзвешенное число обыкновенных акций.

В целях расчета разводненной прибыли представляют, что все привилегированные акции обменены на обыкновенные. Далее чистую прибыль делят на суммарное количество обыкновенных акций.

Кроме того, в форме № 2 бухгалтерской отчетности приводятся расшифровки наиболее значительных видов прочих доходов и расходов:

- начисленные по решению суда либо с согласия должника штрафы, пени и неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров;

- прибыль (убыток) прошлых лет, определенные в отчетном году;

- суммы возмещенных убытков;

- суммы, перечисленные в резерв под снижение стоимости материальных ценностей, а также в резерв под обесценение финансовых вложений и др.;

- списанную дебиторскую и кредиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности[21].

Используя в аналитических целях данные формы № 2 бухгалтерской отчетности необходимо учитывать, что они сформированы по методу начислений, в связи с чем не всегда позволяют получить достоверную и объективную информацию о реальной сумме получаемой торговой организацией прибыли. Для устранения данного недостатка в процессе решения таких аналитических задач, как оценка формирования финансовых результатов, предполагающая в том числе изучение качества прибыли, необходимо:

- применять данные формы № 4 «Отчет о движении денежных
средств», построенной по кассовому методу, в которой можно найти сведения о выручке от продажи товаров и других доходах, фактически поступивших за отчетный период в денежной форме, а также о реальной величине произведенных организаций за отчетный год расходах;

- проводить преобразование чистой прибыли в сумму чистого
денежного притока (оттока) с использованием данных всех форм годовой
бухгалтерской отчетности, включая форму № 1 «Бухгалтерский баланс»; раздела 1 формы № 3 годовой бухгалтерской отчетности «Отчет
об изменениях капитала», содержащего сведения об остатках и
источниках формирования и направлениях использования нераспределенной прибыли в отчетном и предшествующем ему годах; формы № 5 годовой бухгалтерской отчетности «Приложение к бухгалтерскому балансу», содержащей данные о расходах организации по обычным видам деятельности в разрезе экономических элементов затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты) в отчетном и предшествующем ему периоде. Указанные данные моно использовать при более детальном анализе расходов на продажу для выявления непроизводительных расходов и потерь[22].

Используя данные, отраженные в форме № 5 бухгалтерской отчетности, необходимо иметь в виду, что в торговых организациях по строке 710 наряду с материальными затратами может отражаться покупная стоимость проданных товаров. Поэтому при анализе расходов на продажу в разрезе элементов затрат от данных стр. 710 следует в этом случае вычесть сумму, отраженную по стр. 020 отчета о прибылях и убытках;

- формы № 1 «Бухгалтерский баланс», данные которого могут быть использованы при оценке интенсивности пополнения собственного капитала за счет финансового результата, а также при оценке качества прибыли.

3. Показатели основных форм статистической отчетности торговых организаций, а именно:

- форма № 5з «Сведения о затратах на производство и реализацию
продукции (работ, услуг)» (квартальная и годовая), в которой отражаются
расходы коммерческой организации по элементам затрат и их составляющим. Показатели данной формы дополняют сведения о затратах, представленные в бухгалтерской отчетности, и могут использоваться с целью выяснения причин относительного перерасхода по отдельным элементам затрат;

- форма 1т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности» (годовая), данные которой используются для общего и факторного анализа расходов на оплату труда;

- форма № 11 «Сведения о наличии, движении основных фондов
(средств) и других нефинансовых активов» (годовая), в 5 разделе которой
отражаются данные о расходах по амортизации основных средств
и нематериальных активов в разрезе групп амортизируемого имущества за
отчетный год, что можно использовать для анализа расходов на продажу по элементам затрат, в частности, при анализе расходов по амортизации;

- форма ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (квартальная), в 1 разделе которой отражаются данные о среднесписочной численности работающих на малых предприятиях и фонде начисленной заработной платы в разрезе работников списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера; в разделе 4 – данные о перевозке товаров и грузообороте автомобильным транспортом за период с начала года и за аналогичный период прошлого; в разделе 5 – сведения о продаже товаров в разрезе их видов за период с начала года и за аналогичный период прошлого. Сведения данной формы можно использовать для анализа расходов на оплату труда и транспортных расходов[23].

Для решения задач внутреннего анализа финансовых результатов дополнительно к указанным выше применяются данные бухгалтерского
учета по следующим счетам:

- 90 «Продажи» в целях получения информации о формировании выручки от продажи и сумме валовой прибыли в разрезе товарных групп на основе данных аналитического учета в условиях использования программы «1С»;

- 91 «Прочие доходы и расходы» в целях детализации информации о доходах и расходах организации, которые не связаны с предметом деятельности организации;

- 99 «Прибыли и убытки» в целях уточнения суммы подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей от прибыли, а также суммы конечного финансового результата;

- 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в целях уточнения информации о сумме использования прибыли по направлениям, утвержденным собственниками организации;

- 44 «Расходы на продажу», 70 «Расчеты с персоналом по оплате
труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 10
«Материалы» и пр. для получения дополнительной информации, необходимой для анализа расходов на продажу товаров в разрезе элементов и статей.

Кроме данных бухгалтерского учета, в процессе внутреннего анализа
финансовых результатов используются:

- первичные документы, которые удостоверяют получение доходов или осуществление расходов по обычным видам деятельности и иным результатам, а также раскрывающие причины их возникновения;

- внеучетные материалы и материалы проводимых ранее аудиторских проверок, ревизий.

Таким образом, процесс анализа финансовых результатов деятельности предприятий оптовой и розничной торговли состоит из 4-х этапов:

1 этап – определение цели и задач анализа финансовых результатов в
соответствии с характером стоящих перед исследователем задач; определение аналитического инструментария и формирование информационной базы анализа, которую необходимо оценить на предмет выполнения определенных требований, предъявляемых к ней (достоверное и полное представление о финансовых результатах организации, реальность, нейтральность, последовательность (преемственность), сопоставимость и т. д.);

2 этап – аналитическая обработка материалов с помощью специальных приемов анализа, которые применяются в строго определенной последовательности, систематизированной в вышеуказанной таблице 1, однако с учетом возможности инвариантности последовательности решения задач, в зависимости от того, какие факторы оказывают отрицательное воздействие на формирование финансовых результатов;

3 этап – оформление результатов анализа и формирование их экономической оценки;

4 этап – обобщение и систематизация определенных резервов совершенствования финансовых результатов и разработка конкретных предложений по устранению обнаруженных недостатков[24].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: