Существующие конструкции экскаваторов классифицируются по наиболее общему признаку – эксплуатационному назначению, согласно которому были построены параметрические ряды и типажи отечественных экскаваторов.
Параметрические ряды одноковшовых экскаваторов составлены по главному параметру – вместимости ковша Е (м3) в соответствии с рядом предпочтительных чисел R 10, так как вместимость ковша (для карьерных лопат исключительно, а для драглайнов – наряду с радиусом черпания) характеризует экскаватор по всем основным параметрам: линейным (длина стрелы, радиус черпания и разгрузки и др.), массе, мощности главных приводов, продолжительности цикла и производительности.
Типаж на одноковшовые экскаваторы предусматривает создание экскаваторов следующих типов:
ЭО – универсальные (строительные) гусеничные и пневмоколесные; четыре цифры после букв означают: первая – номер размерной группы по вместимости ковша, вторая – тип ходового устройства, третья – исполнение рабочего оборудования и четвертая – порядковый номер модели.
ЭКГ – экскаватор карьерный электрический на гусеничном ходу; цифры, стоящие после дефиса, означают вместимость основного ковша базовой машины (м3);
ЭШ – экскаватор шагающий (драглайн); цифры, стоящие до точки – номинальная вместимость основного ковша (м3), цифры, стоящие после точки – длина стрелы (м);
ЭГ и ЭГО – экскаваторы карьерные гидравлические на гусеничном ходу, соответственно, прямая и обратная лопаты; цифры, стоящие после дефиса, обозначают рабочую массу базовой машины (т).
Буквы А, И, М, С, добавленные к названию, обозначают модификацию экскаваторов; У с – экскаватор с удлиненным рабочим оборудованием для погрузки в транспорт, расположенный на уровне стояния экскаватора; У – экскаватор с удлиненным рабочим оборудованием для верхней погрузки.
Строительные экскаваторы типа ЭО на карьерах применяются редко и в настоящем учебнике не рассматриваются.
Базовые модели и модификации всех типов одноковшовых экскаваторов имеют сменные ковши для работы в породах различных категорий (по крепости). Вместимость сменного ковша, как правило, соответствует вместимости стандартных ковшей предыдущего и последующего по параметрическому ряду типоразмера экскаватора.
Типажный ряд многоковшовых экскаваторов назначен в соответствии с рядом предпочтительных чисел R 10 по главному параметру – теоретической производительности Q Т, (м3/ч) по рыхлой массе, обеспечиваемой при заданных расчетных
Типажный ряд роторных экскаваторов предусматривает их следующие типы:
ЭР – карьерные роторные для вскрышных работ с производительностью Q Травной 630, 1250, 2500, 5000 и 10000 м3/ч, и коэффициентом К F> 7 МПа;
ЭРП – модификации ЭР с повышенным усилием копания (К F > 1,4 МПа), соответствующие по производительности базовым и предназначенные для ведения добычных работ.
Типажный ряд многоковшовых цепных экскаваторов в РФ не существует, поскольку в нашей стране они не производятся. Цепные экскаваторы Германии – основного производителя этих маши, различают следующих типов:
ЕRs – на гусеничном ходу с ковшом вместимостью 250÷3150 л и теоретической производительностью до 7800 м3/ч по рыхлой массе;
Еs – на рельсовом ходу с ковшом вместимостью 900÷4500 л и производительностью до 14500 м3/ч по рыхлой массе.
В настоящее время производство одноковшовых и роторных экскаваторов в странах СНГ в основном сосредоточено на следующих предприятиях: МК «Уралмаш» (УЗТМ) и ИЗ «Картэкс» (Ижорские заводы), Россия, а также Ново-Краматорском (НКМЗ) и Донецком (ДМЗ) заводах (Украина).