Обеспечивающие подсистемы информационных систем

Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС незави­симо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет (рис. 6.11): функцио­нальную структуру, информационное, математическое (алгоритмическое и программное), техническое, организационное, кадровое, а на стадии раз­работки ИС дополнительно — правовое, лингвистическое, технологическое и методологическое обеспечения, а также интерфейсы с внешними ИС.

Рис. 6.11. Обеспечивающие подсистемы ИС

В целом работу ИС в контуре управления определяют ее функцио­нальная структура и информационное обеспечение; поведение челове­ка — организационное и кадровое; функции автомата — математическое и техническое обеспечения.

Функциональная структура (рис. 6.12) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность. Под функцией ИС понимается круг действий ИС, направленных на достижение частной цели управления. Состав функций, реализуемых в ИС, регламен­тируется ГОСТом и подразделяется на информационные и управляющие функции.

Рис. 6.12. Функциональная структура ИС

Информационные функции — это централизованный контроль (1 — из­мерение значений параметров, 2 — измерение их отклонений от заданных значений) и вычислительные и логические операции (3 — тестирование работоспособности ИС и 4 — подготовка и обмен информацией с другими системами). Управляющие функции должны осуществлять: 5 — поиск и расчет рациональных режимов управления, б — реализацию заданных режимов управления.

Информационное обеспечение — это совокупность средств и методов построения информационной базы (рис. 6.13), включающая системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных.

Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.

Рис. 6.13. Информационное обеспечение ИС

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе, средств эксплуатационной поддержки и документация на эти средства и технологические процессы, внутренние стандарты предприятия.

Это:

- технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, отображения, размножения, доставки, сохранения и обеспечения безопасности информации;

- компьютеры любых моделей, мощные серверные и сетевые устройства, оргтехника;

- телекоммуникационная техника и средства связи;

- общесистемная документация, включающая государственные, отраслевые и корпоративные стандарты по техническому обеспечению;

- специализированная документация, содержащая методические материалы по всем этапам проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и применения технических и технологических средств;

- нормативно–справочная документация для выполнения технического обеспечения.

Техническое обеспечение состоит из устройств: измерения, преобразо­вания, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода / вывода информации и исполнительных устройств (рис. 6.14).

Рис. 6.14. Техническое обеспечение ИС

Программное обеспечение — комплексы программ, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей процессов контроля и управления. В программное обеспечение входят пакеты прикладных программ, которые реализуют экономико–математические модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, типовые задачи управления системами, теории массового обслуживания, теории игр и другие.

Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программ­ного (рис. 6.15). Алгоритмическое обеспечение представляет собой сово­купность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации. Программное обе­спечение состоит из общего (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т.е. все то, что обеспечивает работу «железа») и специального (прикладное программное обеспечение, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).

Рис. 6.15. Математическое обеспечение ИС

Лингвистическое обеспечение (онтологическое) — совокупность языковых средств, согласованных правил, методик, словарей, алгоритмических языков высокого уровня, языков управления и манипулирования данными, позволяющий специалистам, разработчикам, пользователям и эксплуатационникам говорить на одном языке, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной.

Это средство общения с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих в себя методы сжатия и раскрытия текстовой инфор­мации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации. Средства, входящие в подсистему лингвистического обеспечения, делятся (рис. 6.16) на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгорит­мические, языки моделирования) и предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

Рис. 6.16. Состав лингвстического обеспечения ИС

Организационное обеспечение — это совокупность средств и методов организации производства и управления ими в условиях внедрения ИС. Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции.

Это обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов.

Первая группа включает в себя важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы (общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС, типовые проектные решения, методические материалы по органи­зации и проведению предпроектного обследования на предприятиях; методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации).

Ко второй группе относят совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы за­дач управления, включая типовые пакеты прикладных программ; типовые структуры управления предприятием; унифицированные системы доку­ментов; общесистемные и отраслевые классификаторы).

В третью группу входит техническая документация, получаемая в про­цессе обследования, проектирования и внедрения системы (технико-экономическое обоснование; техническое задание; технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в экс­плуатацию).

К четвертой группе относится подсистема, в которой представлено организационно-штатное расписание, определяющее, в частности, состав специалистов по функциональным подсистемам управления.

Кадровое обеспечение — это совокупность методов и средств по органи­зации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программу курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними, состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности.

Эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании информационной системы, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы.

Правовое обеспечение – совокупность нормативно-правовых документов, определяющих права и обязанности персонала в условиях функционирования системы, а также комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правил ревизии данных, обеспечение юридической чистоты совершаемых операций.

Это – федеральные законы и указы президента РФ, постановления государственных органов власти, приказы, отраслевые инструкции, нормативные акты налоговых органов и таможенной службы.

Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.

Методическое обеспечение – комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и ее персонала. Это совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие модулей ИС, технических и технологических средств, персонала в процессе разработки, внедрения и эксплуатации ИС.

На этапе разработки ИС – это нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика ИС, правовое регулирование споров, обеспечение этапов разработки и внедрения охраны прав интеллектуальной собственности.

На этапе функционирования ИС – это определение статуса и сферы действия ИТ в конкретных органах управления и контроля, прав и обязанностей персонала, процедуры сбора и обработки информации, обеспечение прав доступа пользователям, нормативная документация о работе с информацией, содержащей секретные и конфиденциальные сведения.

Обучение персонала и сертификация систем и оборудования – набор требований к уровню подготовки специалистов и обслуживающего персонала, учебно–методическая и плановая документации подготовки и повышения квалификации. Требования и спецификации для подготовки разработанных систем для сертификации в отраслевых, государственных и международных сертифицирующих организациях (Госстандарт, Оборонсертифик, ISO, SEI и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: