Стандарты ISO серии 10000 (технологии поддержки)

· ISO 10001. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство, касающееся кодексов поведения организации.

· ISO 10002. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по обращению с жалобами потребителей в организациях.

· ISO 10003. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по разрешению споров вне организаций.

· ISO 10004. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по мониторингу и измерению.

· ISO 10005. Системы менеджмента качества. Руководство по программам качества.

· ISO 10006. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества проектов.

· ISO 10007. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту конфигурации.

· ISO 10008. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания для бизнес-потребителей электронных торговых операций (Стандарт на стадии проекта ISO/DIS 10008).

· ISO 10012. Управление системами измерения. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию.

· ISO/TR 10013. Руководство по документированию системы менеджмента качества.

· ISO 10014. Менеджмент качества. Руководство по реализации финансовых и экономических преимуществ.

· ISO 10015. Менеджмент качества. Руководство по обучению.

· ISO/TR 10017. Руководство по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000.

· ISO 10018. Менеджмент качества. Руководство по вовлечению и компетентности персонала (вступил в силу 1 сентября 2012[4][5]).

· ISO 10019. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента кач

_____________________________________________________________________________________

Сертифика́ция (лат. sertifico — удостоверяю) — подтверждение соответствия качественных характеристик товарастандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата[1].

Объекты сертификации

Объектами сертификации являются:

· продукция;

· работы (услуги);

· системы менеджмента;

· персонал.

[править]Сертификация продукции

Сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Правила сертификации продукции регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 N 15 «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»[2].

В качестве требований при сертификации продукции могут являться:

· законодательные акты Российской Федерации;

· государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

Сертификации услуг (работ)

Сертификация услуг (работ) — это независимое подтверждение соответствия утвержденным требованиям с целью соблюдения «Закона о защите прав потребителей» поставщиком работ и услуг на территории Российской Федерации.

Правила сертификации услуг (работ) регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 05.08.1997 N 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации»[3].

В качестве требований при сертификации услуг (работ) могут являться:

· законодательные акты Российской Федерации;

· правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;

· государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.

[править]Сертификации систем менеджмента

Сертификация систем менеджмента — это процедура подтверждения степени соответствия и результативности определенной системы менеджмента, требованиям стандарта на данную систему менеджмента.

Основные сертифицируемые системы менеджмента:

· Система менеджмента качества (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008[4]);

· Система экологического менеджмента (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007[5]);

· Систем менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р 12.0.230-2007[6]);

· Система менеджмента информационной безопасности (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО /МЭК 27001-2006[7]);

· Система менеджмента безопасности пищевой продукции (сертифицируется на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 22000-2007[8]).

Обязательная и добровольная сертификация

Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной.

Объектом обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (п.1 статья 23 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»[9]).

Перечень продукции подлежащей обязательной сертификации регламентирован Постановлением правительства от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»[10].

Обязательная сертификация осуществляется органами по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия»[11]).

Объектами добровольной сертификации может быть продукция (в том числе подлежащая обязательной сертификации), работы (услуги), системы менеджмента, персонал. Прохождение добровольной сертификации продукции, подлежащей обязательной сертификации, не отменяет ее обязательную сертификацию.

Добровольная сертификация проводится органами по сертификации, аккредитованными в системах сертификации в установленном порядке. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Системы сертификации

Деятельность Российских систем сертификации в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»[9]. Регистрация Российских систем добровольной сертификации возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. При регистрации систем добровольной сертификации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии выдает свидетельство о регистрации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, и вносит систему добровольной сертификации в реестр.

Зарегистрированные системы добровольной сертификации проводят аккредитацию испытательных центров и органов по сертификации, которые в свою очередь проводят испытания и сертификацию объектов сертификации.

Каждая система имеет свой отличительный знак соответствия системы и утвержденные формы сертификатов.

Органы по сертификации, осуществляющие обязательную сертификацию

Деятельность органов по сертификации, осуществляющих обязательную сертификацию в России, регламентируется Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»[9] и Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия»[11].

Аккредитация органов по сертификации и испытательных центров, принимающих участие в обязательной сертификации, была до 2012 года возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт); на сегодняшний момент аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий осуществляет «Росаккредитация».

___________________________________________________________________________________

Сертификация туристических услуг сегодня в России является исключительно добровольной процедурой. Вы можете обратиться в Центр сертификации «Сертификация» заказать сертификат на туристические услуги сразу после получения лицензии туроператора (турагента). Сертификат на туристические услуги станет еще одним документальным подтверждением качества оказываемых вашей компанией услуг.

Сертификация туристических услуг в нашей стране проводится на соответствие:

· национальным стандартам,

· стандартам организаций,

· требованиям систем добровольной сертификации.

К национальным стандартам в области туризма относят:

· ГОСТ 30335-95 Услуги населению. Термины и определения.

· ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования.

· ГОСТ 28681.1-95/ Туристско — экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.

· ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 Туристско — экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.

· ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.

Именно в этих стандартах изложены обязательные требования к туристско-экскурсионному обслуживанию, которые необходимо выполнять для получения организацией сертификата на туристические услуги в России.

Методической основой для национальной стандартизации и сертификации туристических услуг является международный стандарт ИСО 9004-2 Руководящие указания по услугам.

В Центре «Сертификация» вы можете заказать сертификацию туристических услуг по:

1. Организации путешествий (на всех видах транспорта, пешеходных, экологического туризма) и экскурсий;

2. Обеспечению проживания туристов (в гостиницах, пансионатах, турбазах, квартирах, частном секторе).

3. Организации питания и перевозок туристов;

4. Обеспечению безопасности на туристических маршрутах.

5. Обучению основам туристских и альпинистских навыков.

А также услуг экскурсоводов и информационных услуг в области туризма. Вы можете оформить через наш Центр как сертификат качества на туристические услуги или туристический продукт, так и сертификат экологической чистоты мест отдыха и туризма.

Нужно учесть, что требования стандартов по оказанию туристических услуг в основном касаются следующих аспектов деятельности:

· Безопасность туристов.

· Достоверность информации, предоставляемая клиентам;

· Экологическая чистота регионов, в которых предоставляется отдых по туристическим путевкам.

· Высокая профессиональная подготовка сотрудников туристических компаний.

Этапы развития менеджмента качества (башня качества) применительно к производству. Приведенные направления менеджмента применительно к производству могут использоваться и в туризме, например при производстве сувениров или кулинарной продукции.

В фундаменте менеджмента качества находятся следующие составляющие: стандартизация, которая способствует единообразию выпускаемой продукции, требований к ней, процессам, организациям; метрология, которая позволяет с использование определенных средств измерять качество продукции, процессов, работы персонала; квалиметрия обеспечивает определение номенклатуры и количественных значений показателей качества продукции; взаимозаменяемость обеспечивает замену объекта, персонала на аналогичные.

Этажи башни качества включают следующие характеристики:

1) контроль качества позволяет осуществить отбраковку годных изделий от бракованных (т.е. не соответствующих стандартам) и обеспечить поставку только годных изделий потребителю;

2) управление процессами позволяет контролировать последовательные операции при изготовлении изделия, т.е. осуществлять контроль технологического процесса изготовления изделий и обеспечить увеличение выхода годных изделий этого процесса;

3) обеспечение качества позволяет обеспечить качественный труд персонала за счет качественного менеджмента на всех уровнях управления;

4) планирование качества позволяет за счет внедрения современных систем менеджмента качества обеспечить наиболее полное удовлетворение запросов потребителей;

5) экологический менеджмент позволяет не только удовлетворить потребности потребителей, но и чтобы продукция и производственный процесс были экологически чистыми;

6) социальный менеджмент направлен не только на то, чтобы продукт и его производство были экологически чистыми, но и социально безопасными

Социальный менеджмент Цель: обеспечить социальное партнерство в обществе
Экологический менеджмент Цель: обеспечить экологическую безопасность потребления
Планирование качества Цель: обеспечить полное удовлетворение потребностей клиентов
Обеспечение качества Цель: обеспечить качество труда в организации
Управление процессами Цель: увеличить выход годной продукции
Контроль качества Цель: не допустить негодные изделия к потреблению
Фундамент башни качества Стандартизация, метрология, квалиметрия, взаимозаменяемость

___________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: