Тема «Автоматизированные системы государственных и правоохранительных органов»

Факторы, определяющие процессы информатизации и внедрения автоматизированных систем в правоохранительные органы.

1 фактор. Быстрое и точное решение вопросов по укреплению законности и раскрытию преступлений (и в целом правонарушений).

2 фактор. Рациональное использование сил и средств юристов.

3 фактор. Необходимость чёткой согласованной работы большого числа взаимосвязанных объектов.

4 фактор. Повышение скорости и точности обработки значительных потоков информации.

5 фактор. Повышение качества планирования и принятия решений.

Автоматизированная система – это человекомашинная система, предназначенная для организации и осуществления функций управления, которые используют вычислительную технику и современные средства хранения, передачи и обработки информации.

По территориальным масштабам деятельности они подразделяются:

· Федеральные (или общегосударственные);

· Отраслевые;

· Региональные;

· Локальные или корпоративные.

Их основами деятельности являются (пять основ):

1) Информационная основа, то есть структурированная информация, которая обрабатывается прикладными программами и хранится на внешних носителях.

2) Организационная основа. Это место АС в системе управления и её функциональные связи.

3) Математическая основа. Это комплекс программ, они подразделяются на общие (то есть сама операционная система, есть на каждой АС) и специальные (которые присутствуют в каждой АС и на каждой различны – прикладные программы), технические (это вычислительная система, устройство подготовки и регистрации информации и телекоммуникационная сеть).

4) Правовая основа. Это совокупность нормативных правовых актов, которые регулируют создание и функционирование АС.

В настоящее время существуют следующие автоматизированные системы:

ГАС (Государственные АС). ГАС «Выборы», ГАС «Персона» (правоохранительные органы), ГАС «Правосудие», Единая система информационно-телекоммуникационного обеспечения (ЕСИТО) «Юстиция» (самая маленькая среди всех), Автоматизированная система информационного обеспечения (АСИО) «Прокуратура» и Единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС) ОВД (органов внутренних дел) (в ЕИТКС ОВД вошла недавно НЕВОД – налоговых органов).

ЕСИТО «Юстиция» создавалась с 1999 года. У неё следующие подсистемы:

1) Законодательство. Существуют реестры нормативных актов муниципальных образований и регистры их уставов.

2) Регистрация общественных и религиозных организаций.

3) Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (перешла в Росреестр).

4) Государственная регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности (это перешло к Миннауке).

5) Служба судебных приставов.

6) Подсистема федеральной службы исполнения наказания.

7) Информационная сеть делопроизводства.

АСИО «Прокуратура» разрабатывается с середины 80-х годов. В ней была автоматизация 53 задач. Структура её:

· центральная ЭВС (генпрокуратуры);

· региональный ИВС;

· локальные вычислительные сети (ЛВС);

· автоматизированные рабочие места (АРМ) сотрудников органов прокуратуры.

Комплексы задач, которые выделяются в АСИО «Прокуратура»:

1) Криминалистические учёты.

2) Судебные экспертизы.

3) Процессуальные документы.

4) Надзор.

5) Контроль исполнения документа.

6) И ряд других.

Автоматизированные подсистемы:

1. Кадры.

2. Статистика.

3. Жалоба.

4. Автономная подсистема «Приёмная».

5. Маттехснаб (материально-техническое снабжение).

6. И ряд других.

ЕИТКС ОВД.

Была раньше АСУ МВД с 1965 года она создавалась. С конца 80-х начала 90-х годов она была преобразована в ИВС МВД (информационно-вычислительная система МВД).

ЕИТКС ОВД создаётся с 2006 года (не считая АС арбитражных судов – это самая новая система).

Подсистемы:

1) Телекоммуникационная подсистема. Она представляет из себя интегрированную мультисервисную телекоммуникационную систему (ИМТС ОВД – она так проходит в документах МВД). Имеет четыре уровня:

· Федеральный;

· Региональный;

· Административные центры субъектов РФ;

· Районные центры субъектов РФ.

2) Информационно-технологическая подсистема. Это автоматизированные информационные ресурсы, они бывают общего пользования и специального назначения.

Общего пользования – это оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учёты интегрированных баз данных.

Специального назначения бывают следующих видов:

1. АПК (автоматизированные программные комплексы) двух видов – оперативно-розыскного назначения (к ним относятся антитеррор и СОВА, Сова – это оперативно-розыскная база данных криминалистической полиции).

2. Экспертно-криминалистических учётов (это ДНК, хомоскопия, баллистика).

3. Ведомственный сегмент ГАС, изготовление и контроля загран документов (те, которые содержат в электронной форме биометрические данные о владельцах).

4. Федеральная информационная система обеспечения БДД (безопасности дорожного движения).

5. АСИО органов предварительного следствия.

6. АИС (автоматизированные информационные системы) дежурных частей, контроля миграционной обстановки и других.

3) Третья подсистема ЕИТКС. Интеграционная подсистема. Она представляет собой инфраструктуру единого информационного пространства ОВД (ЕИП ОВД). В неё входят системообразующие компоненты:

· Единая система ведения и распространения классификаторов информации.

· Единая система адресования информационных ресурсов.

· Единая система поиска и обнаружения информационных ресурсов и услуг по их обработке.

· Система, реализующая единые стандарты обмена сообщениями между информационными ресурсами.

4) Четвёртая и последняя подсистема ЕИТКС – это информационная безопасность. В неё входят такие функциональные подсистемы, как:

1. Идентификация и аутентификация пользователей.

2. Разграничение доступа пользователей.

3. Криптографическая и антивирусная защита.

4. Предотвращение утечки информации.

5. И ряд других.

20 мая в 11:30 пробное тестирование. Если мы наберём на пробном тестировании более 50% ответов (это 8 баллов), то мы получаем зачёт. Кто меньше (те же семь) те пока не получают зачёт.

Тогда мы приходим 28 числа, в субботу, с 10 часов он нас буде принимать (весь поток).

В первый раз мы будем 15 вопросов.

К пробному тестированию не будут допускаться те, у которых не зачтены процессуальные акты.

Государственная автоматизированная система «Персона».

Она разрабатывалась с 1998 года на основании постановления коллегии госкомсвязи России (тогда этот орган так назывался) вначале для органов внутренних дел, потом федеральная миграционная служба подключилась, ФСБ и некоторые другие пользователи.

Основная её задача – это оперативное обеспечение органов управления актуализированной информацией о населении.

От системы (этой ГАС):

1. паспортно-визовой информации;

2. учёта посещения России иностранцами;

3. государственный регистр населения;

4. учёт военнообязанных;

5. учёт мигрантов;

6. учёт избирателей;

7. регистрация актов гражданского состояния;

8. регистрация разных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, других льготников, налогоплательщиков, владельцев страхового полиса и других).

ГАС «Выборы».

Правовой основы её деятельности является ФЗ от 10.01.03 «О государственной автоматизированной системе «Выборы»».

Но разрабатывается она с 1998 года, до этого были разные указы и постановления.

Она представляет собой территориально распределённую систему, элементы которой размещаются в более чем 3000 (трёх тысячах) городов и районов страны. И включает почти 109 миллионов избирателей.

Выделяются два блока:

1) Структурный блок.

2) Функциональный блок.

Структурный блок – это комплексы средств автоматизации избирательных комиссий.

Следующие уровни этих средств автоматизации:

1. Центральная избирательная комиссия (ЦИК).

2. Субъектов РФ.

3. Окружные.

4. Территориальные.

5. Участковые.

КСА (комплексы средств автоматизации) состоят из технического, программного и информационного обеспечения, объединяются в информационно-коммуникационную сеть с использованием каналов, сетей связей и передачей данных.

Второй (функциональный) блок.

Состоит из функциональных комплексов задач (ФКЗ), которые автоматизируют основные технологические процессы избирательной системы, а также оперативно представляют информацию в вышестоящие избиркомы.

Существуют следующие ФКЗ:

1. Учёт избирателей. Называется ФКЗ «Избиратель».

2. Автоматизация избирательных процессов. Там идёт планирование, территория, кандидат/депутат и ФКЗ «Итоги».

3. ФКЗ «Картография». Это подготовка картографических данных.

4. ФКЗ «Кадры». Учёт кадрового состава избирательных комиссий.

5. ФКЗ «Контроль финансов». По избирательным фондам.

6. ФКЗ «Делопроизводство».

7. ФКЗ «Право». По избирательному законодательству РФ.

Информатизация судебных органов.

По видам органов судебной власти.

Конституционный Суд РФ. Отдельной автоматизированной системы там не существует (это же самый маленький суд в стране).

Автоматизация производится на основании распоряжения Президента РФ от 21.09.1992 года «Об информационных системах Конституционного суда РФ».

Какие существуют автоматизированные системы:

1) Официальный сайт КС РФ.

2) Внутренний портал Конституционного Суда, который содержит различную информацию для внутреннего пользования (новости там, вакансии…).

3) Банк решений Конституционного Суда и обжалуемых документов.

4) База знаний – правовые позиции Конституционного Суда.

5) Электронная библиотека.

6) АИС (автоматизированная информационная система) «Делопроизводство».

7) АС (автоматизированная система) «Публикации судебных решений».

8) АИПС (автоматизированные информационно-поисковые системы по законодательству). Причём они взяли три АИПС: «Консультант+», «Гарант» и «Кодекс».

Арбитражные суды.

Здесь разрабатывается единая автоматизированная информационно-коммуникационная система (ЕАИКС) Арбитражных судов РФ.

Это производится на основании Концепции информационного обеспечения работы системы арбитражных судов РФ, утверждённых приказом Председателя ВАС от 19.11.08 года.

Подсистемы, которые существуют в этой ЕАИКС:

1. Судебное делопроизводство (процесс).

2. Делопроизводство (обеспечение работы суда).

3. Архив.

4. Дистанционное обучение.

5. Бухгалтерский учёт.

6. Планирование расходов, финансирование расходов.

7. Учёт договоров.

8. МТО (материально-техническое обеспечение) «Кадры и государственная служба».

9. Подсистема информационного взаимодействия с внешними пользователями.

Помимо этих автоматизированных подсистем, существует комплекс задач, называемых «Судебно-арбитражная практика».

Суды общей юрисдикции.

Здесь создаётся ГАС (государственная автоматизированная система) «Правосудие».

На основании Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы судебного департамента, которая утверждена Постановлением Совета Судей РФ от 11.04.2002 года.

Объекты информатизации (структура ГАС «Правосудие»).

1) Верховные Суды Республик, краевые, городские, областные, федерального назначения районные и 1 автономной области и 10 автономных округов, а также суды городов федерального значения.

2) Военные суды – окружные, флотские, гарнизонные.

3) По отдельному проекту – Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ (дополнительное соглашение есть).

4) Мировые судьи.

5) Российская академия правосудия (с филиалами).

ГАС «Правосудие» состоит из трёх блоков.

1 блок. Автоматизированные подсистемы.

1. Административное управление;

2. Судебное делопроизводство и статистика;

3. Банк судебных решений (судебной практики);

4. Видеоконференц-связь.

5. Документооборот.

6. Обращения граждан.

7. И ряд других.

2 блок. Функционально-технологические подсистемы.

1) Информационно-справочная;

2) Отображение информации коллективного пользования;

3) Обеспечение безопасности информации;

4) Интернет-портал.

3 блок. Обеспечивающие подсистемы.

1. Связи и передачи данных.

2. Управления и контроля функционирования.

3. Обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания.

4. Обучение кадров.

По отдельному проекту автоматизированные системы Верховного Суда отличаются от ГАС «Правосудия», хотя ВС туда и подключён.

Свои АС ВС РФ:

1) Общие документооборот и делопроизводство;

2) Судебное делопроизводство;

3) Видеоконференц-связь;

4) ЭБД (электронная база данных) судебных документов;

5) Судебная статистика;

6) Автоматизированная справочная система;

7) Информационно-справочные киоски;

8) Табло отображения информации о назначении слушания по делам;

9) Автоматизированная подсистема протоколирования судебных заседаний;

10) Электронный архив судебных решений;

11) WEB-портал (везде по разному называется – интернет-портал, официальный сайт – но суть одна).

Направления информатики, используемые при раскрытии и расследовании преступлений:

1. Разработка алгоритмов и программ;

2. Интегрированный БД (база данных). Существуют в органах внутренних дел.

3. ИВС (информационно-вычислительные системы).

4. АРМ (автоматизированные рабочие места).

По первому направлению (разработка алгоритмов и программ) – это «оружие» по хищению оружия из мест его хранения; информационно-аналитическая «Заказ» (по расследованию заказных убийство).

11 пользователей подключены к интегрированным базам данных – это суды (территориальные и военные суды; квалификационные коллегии судей); прокуратуры (территориальная прокуратура, военная, транспортная и спецпрокуратура – расположена на улице Депутатской и обслуживает ракетный чего-то там завод), федеральная миграционная служба, налоговая полиция была подключена…

Три уровня этих баз данных:

1) Локальный уровень.

Здесь следующие базы: о зарегистрированных событиях и фактах криминального характера, в том числе различных правонарушениях, о правонарушителях и преступниках, о предметах преступного посягательства, об орудиях совершения преступления. Ну и ряд другой имеющей значение информации

2) Региональный уровень.

Здесь о лицах, проходящих по материалам и делам оперативного учёта, а также по уголовным делам.

О лицах, осуждённых, разыскиваемых, без вести пропавших, неопознанных трупах.

О лицах, совершивших административное правонарушение или состоящих под административным надзором.

О лицах, отбывших наказание.

3) Федеральный уровень.

Пофамильная и дактилоскопическая картотеки осуждённых и подучётных лиц.

Досье по тяжким, особо опасным и межрегиональным видам преступлений, на особо опасных рецидивистов, профессиональных преступников и авторитетов уголовной среды.

Оперативная информация (это секретная, тайная информация, которая собирается нелегальным, тайными способами) об организованных и коррумпированных преступных группах.

Сведения о преступлениях и правонарушениях, совершённых иностранцами и в отношении них.

Ну и так далее.

Следующее направление – информационно-вычислительные системы: они бывают информационно-справочные, информационно-логические и экспертные системы (три вида).

Существуют: ИВС «Версия» (по расследованию различных видов преступлений – краж квартирных, убийств…); «Следователь» (ОВД используют), «Хищение» (там же в борьбе с экономическими преступлениями), «Банк» (по расследованию банковских преступлений) и другие.

Четвёртое направление – автоматизированные рабочие места. ВИСИТО «Юстиция». Их много, в общем.

АРМ «Следователь». Автоматизированное рабочее место следователя – АРАМИС.

В неё входят:

· Картотека (учёт дел и лиц у следователя);

· Доказательства (в основном сюда входят протоколы – осмотра места происшествия, допросов, очных ставок…).

· Постановление (возбуждение уголовного дела, прекращение или передача с обвинительным заключением в суд).

· Сервисная подсистема. Тут электронные записные книжки, электронная почта, база данных по законодательству, электронные планировщики…

Информатика в судебной экспертизе.

Направления:

1) Использование информационно-поисковых систем (системы «Опознания» (опознания трупов неопознанных), «Оружие» (по огнестрельному нарезному оружию) с пулетекой и гильзотекой, «Кортик» по холодному оружию, «Папилон» по отпечаткам пальцев, «Тату» по татуировкам криминального мира; раньше была «Помада» когда контролировались потоки продаж, сейчас её уже нет).

2) Проведение (или производство) расчётов и выполнение счётных операций. Используется в судебно-бухгалтерской экспертизе, в автотранспортной и баллистической экспертизах.

3) Нахождение количественных закономерностей, характерных для преступления и его расследования. Здесь экспертизы: почерковедческая, физико-химическое исследование материалов и веществ и идентификация личности.

4) Компьютерно-техническая экспертиза.

Её объектами являются:

· Текстовые и графические документы, но не все, а с использованием средств автоматизации;

· Программы для ЭВМ;

· БД (базы данных);

· Информация, представленная в формате мультимедиа;

· Физические носители информации различной природы.

Задачи компьютерно-технической экспертизы:

1. Воспроизведение и распечатка информации.

2. Восстановление информации.

3. Установление времени ввода, изменения, уничтожения либо копирования той или иной информации.

4. Расшифровка закодированной информации, подбор паролей и вскрытие систем защиты информации.

5. Установление авторства, места, средства подготовки и способа изготовления документов, файлов и программ.

Факторы, влияющие на развитие компьютерной преступности:

1) Широкое распространение ЭВМ;

2) Развитие программного обеспечения;

3) Появление телекоммуникационных сетей;

4) Компьютерная грамотность населения.

У нас нет компьютерных преступлений, есть преступления против компьютерной информации. Это три статьи – 272, 273, 274 УК РФ, если все эти вышеперечисленные программы произвели: модификацию, блокирование, копирование или уничтожение информации.

Информация, охраняемая законом – это информация, у которой есть обладатель и этот обладатель не даёт доступа к ней.

Способы совершения преступления (их множество, только несколько видов): перехват информации, манипуляция данными, подделка программы (которая выдаёт себя за истинную, а на самом деле является ложной) и несанкционированный доступ к вычислительной системе.

Информационное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, когда информация является конечной целью правоотношений.

Процессы сбор, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации – это ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Основные информационные процессы

Хранение Передача Обработка

информации информации информации

Объект (процесс) Сбор (восприятие) Подготовка (преобразование информации) Передача Обработка информации Хранение.

Передача Отображение (воспроизведение) информации Потребитель информации.

Предмет информационного права – это общественные отношения в информационной сфере.

Общественные отношения:

1) Уклад (традиции);

2) Право;

3) Общественные связи;

4) Общественные институты.

Информационная сфера (среда) – это сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

  Область создание и применения средств и механизмов информационной безопасности Область создания и распространения исходной и производной информации
 
 

Область поиска, получения и потребления информации

 
 


Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг

  Область создание и применения информационных систем информационных технологий и средств их обеспечения  

Внешняя информационная среда, внутренняя информационная среда, хозяйствующий субъект.

Информация в качестве предмета труда (исходные сведения)

Информация в качестве продукта труда (результат обработки исходных сведений).

Институты информационного права.

  1. Общие положения в сфере информации и информатизации.
  2. Управление в сфере информации и информатизации.
  3. Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами.
  4. Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
  5. Средства массовой информации.
  6. Реклама.
  7. Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

Межотраслевые институты информационного права.

1) Управление в сфере информации и информатизации.

2) Средства массовой информации.

3) Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

Предметные области информационной сферы.

1. Реализация права на поиск, получение, передачу и потребление информации.

2. Производство, передача и распространение исходной и производной информации.

3. Формирование информационных ресурсов, подготовка информационных продуктов, предоставление информационных услуг.

4. Создание и применение информационных систем (АИС, БД, баз знаний) и информационно-телекоммуникационных технологий.

5. Создание и применение средств и механизмов информационной безопасности, в том числе средств информатики и вычислительной техники для безопасности сетей ЭВМ, а также программных и аппаратных средств защиты информации в ЭВМ и компьютерных сетях.

Структура единого информационного пространства:

1) Средства информационного взаимодействия граждан и организаций;

2) Информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

3) Организационные структуры, обеспечивающие функционирование пространства.

Информационные ресурсы

 
 


Организационные структуры Средства информационного взаимодействия

(центры управления и их структура) (технические и программные средства)

Принципы правового регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации:

1. Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2. Установление ограничений на доступ к информации только федеральными законами;

3. Недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определённых информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

4. Достоверность информации и своевременность её предоставления.

5. Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий:

1) Регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), но основании принципов, установленных законом.

2) Развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем.

3) Создание условий для эффективного использования информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Информатизация – это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеки, архивы, фонды, банки данных, другие информационные системы).

Национальные информационные ресурсы:

· Библиотечные ресурсы;

· Архивные ресурсы;

· Научно-техническая информация;

· Правовая информация;

· Информация государственных (властных) структур;

· Отраслевая информация;

· Финансовая и экономическая информация;

· Информация о природных ресурсах;

· Информация предприятия и учреждений;

· И так далее (…).

Информационные продукты – это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения их потребностей.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг, то есть получения и предоставления в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Характеристика информационных продуктов и услуг
Функция Вид продукта Услуга
Компьютерные услуги Библиография ТВ-программ Синтезаторы сообщений Компьютерная программа Игра … Персональный компьютер ПЗУ на магнитных доменах   Видеоплёнка Мини-ЭВМ Флэш-накопители   Бытовой компьютер, планшет … Разделение машинного времени БД, работающая в реальном масштабе времени Телевидение Сеть с накоплением и переприемом Разгрузка, откачка программы Видеотека …

Информационные услуги – это действий субъектов по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Виды информационных услуг:

Услуги:

1) Выпуск информационных изданий:

· Реферативные сборники;

· Библиографические указатели;

· Обзорные издания;

· Справочные издания.

2) Ретроспективный поиск информации.

3) Традиционные услуги научно-технической информации:

· Переводы;

· Обзоры.

4) Дистанционный доступ к удалённым базам данных:

· Косвенный;

· Непосредственный;

· Down loading;

· Регулярный поиск.

5) Подготовка и оказание информационных услуг:

· Обработка данных;

· Программное обеспечение;

· Информационные технологии;

· Информационные системы;

· Связь (телекоммуникационная и телефонная).

6) Предоставление первоисточника.

Рынок информационных услуг.

Деловая информация: 1) статическая, 2) коммерческая, 3) биржевая и финансовая.

Информация для специалистов: 1) Научно-техническая, 2) профессиональная, 3) доступ к первоисточникам.

Услуги образования: 1) дошкольное, 2) школьное, 3) специальное, 4) среднее профессиональное, 5) высшее, 6) повышение квалификации и переподготовка.

Потребительская информация: 1) Новости и литература, 2) потребительская, 3) развлекательная.

Обеспечивающие информационные системы и средства: 1) разработка и сопровождение информационных систем и технологий. 2) консультирование, 3) программные продукты, 4) технические средства, 5) подготовка источников информации.

Средства информационного обмена – информационные системы и сети, используемые при информационном обмене.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, реализующих информационные процессы.

Информационная система:

1) Информационное обеспечение;

2) Техническое обеспечение;

3) Математическое обеспечение;

4) Программное обеспечение;

5) Организационное обеспечение;

6) Правовое обеспечение;

7) Лингвистическое обеспечение.

Информационная система общего пользования – информационная система, которая открыта для использования всеми лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано.

Корпоративная информационная система – информационная система, участниками которой может быть ограниченны круг лиц, определённый её владельцем или соглашением участников этой информационной системы.

Сеть связи – технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.

Средства связи – технические и программные средства, используемые для формирования, приёма, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.

Электросвязь – любые излучение, передача или приём знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Трафик – нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи.

Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Базовые информационные технологии:

· Мультимедийные технологии;

· Автоматизация офиса;

· Информационные технологии автоматизированного проектирования;

· Информационные технологии в промышленности и экономике;

· Технологии искусственного интеллекта;

· CASE-технологии;

· Геоинформационные технологии;

· Статистические информационные технологии;

· Информационная технология управления;

· Информационная технологии в образовании;

· Информационные технологии организационного управления (корпоративные информационные технологии);

· Телекоммуникационные технологии;

· Технология защиты информации;

· Бухгалтерские информационные системы (БУИС);

· Информационные технологии в юридической деятельности.

Легальное определение информации – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Содержание термина «Информация»:

1) Функциональная сторона определения информации.

Информацию можно:

· Генерировать и представлять в определённой форме (устное сообщение, документ, деловое письмо, справка и т.д.);

· Перерабатывать (на основе известной создавать новую, хранить, изменять, уничтожать, извлекать, обрабатывать, реорганизовывать);

· Передавать с одного места в другое устным, письменным или иным способом.

2) Представительная сторона определения информации.

· Информация представляется посредством данных;

· Данные могут быть собраны в документ;

· Документы могут иметь определённую структуру;

· Документы могут быть представлены в печатной, машиночитаемой, аудио и видео формах.

Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях её материальный носитель.

Признаки, определяющее содержание легитимного понятия «документ (документированная информация)»:

1) Наличие материального носителя;

2) Идентифицируемость зафиксированных на нём сведений.

Электронный документ – электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или аналогом собственноручной подписи.

Документ в электронной форме отображения – информация, представленная в форме набора состояний элементов электронной вычислительной техники, иных электронных средство обработки, хранения и передачи информации, могущая быть преобразованной в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком, и имеющей атрибуты для идентификации документа.

Система электронного документооборота:

1. Комплекс информационных услуг по регистрации и контролю исполнения документов;

2. Комплекс информационных услуг согласования проектов документов;

3. Комплекс информационных услуг обеспечения деятельности Ведомственного архива.

4. Комплекс информационных услуг обработки организационно-распорядительных документов в подразделениях;

5. Комплекс информационных услуг ведения электронной номенклатуры дел.

Электронное сообщение – информация, преобразованная в форму, пригодную для передачи и (или) хранения с использованием средств вычислительной техники.

Машинная (компьютерная) информация – информация, циркулирующая в вычислительной системе, зафиксированная на физических носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передаваемая по телекоммуникационным каналам.

Носители информации (сведений, данных) – материальные объектов, в том числе физические поля, в которых сведения находят своё отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Вычислительная система – совокупность интеллектуального и вещественного носителей и их способность к искусственной деятельности по переработке информации.

Вычислительная система:

1) Аппаратное обеспечение (Hardware)

2) Программное обеспечение (Software)

1. Базовое.

· Операционные системы (ОС);

· Сервисные программы;

· Системы программирования;

· Программы технического обслуживания.

2. Специальное (Прикладное).

· Пакеты прикладных программ (ППП);

· Программы пользователя.

Общедоступная информация – общеизвестные сведений и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Информация:

1) Общедоступная.

· Постановления;

· Статистическая информация;

· Другая информация, определённая законом и уставом ВУЗа.

2) Ограниченного доступа.

· Государственная тайна;

· Коммерческая тайна;

· Профессиональные секреты;

· Персональные информация;

· Другое.

Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством.

Массовая информация – сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц.

Персональные данные – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его.

Обладатель информации – лицо, которому принадлежат исключительные права по своему усмотрению использовать информацию, идентифицируемую определёнными признаками, и устанавливать условия доступа к ней.

Пользователь информации – лицо, получившее доступ к информации по договору с обладателем информации либо на иных законных основаниях.

Оператор информационной системы – лицо, осуществляющее эксплуатацию информационной системы.

Доступ к информации – обеспечение возможности ознакомления с информацией для лица, не являющегося её обладателем.

Предоставление информации – действий, направленные на ознакомление с информацией определённого круга лиц.

Распространение информации – действия, направленные на ознакомление с информацией неопределённого круга лиц.

Информационная безопасность – состояние защищённости информационной среды общества, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.

Средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты информации ограниченного доступа, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

Защита информации:

1) От утечки.

· От разглашения;

· От несанкционированного доступа;

· От разведки.

2) От несанкционированного воздействия.

3) От непреднамеренного воздействия.

Электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: