Социальная мобильность есть изменение социальной группой, индивидом места (социального положения) в социальной структуре общества. В ее содержание входят вопросы интенсивности, объема, направленности, способа, постоянства тенденций передвижений, изменений социальной структуры и их связи со сдвигами в экономической, политической, социокультурной и др. сферах жизни общества.
Групповая мобильность связана с глубокими социальными изменениями, которые обусловливают появление (исчезновение), подъем (опускание), циркуляцию (обновление) социальных групп, перемещения которых по иерархической лестнице вносят перемены в стратификационные структуры. Данные перемещения могут происходить по восходящей и нисходящей линиям, носить временный или устойчивый характер. Но, в любом случае, они сопровождаются сложными адаптационными процессами к новому статусу социальной иерархии.
В доиндустриальных, традиционных обществах имела место закрытая иерархическая система с четкими демаркационными и непроницаемыми границами: рабство, касты, сословия и т. п. Принадлежность к ним жестко предопределяла место человека в обществе - недопущение или резкое ограничение перемещений в иерархической структуре. На этой основе формировались эгалитаристские взгляды и устремления. В условиях неадекватности социальных институтов реально сложившейся стратификационной структуре возникает социальная напряженность и конфликтность между нарождающимися новыми слоями и сопротивляющимися институциональными перегородками, завершающаяся открытыми столкновениями. Острота последних определяется, с одной стороны, степенью стремления высших слоев к консервированию выгодной для них стратификационной системы, с другой стороны - уровнем эгалитаристских устремлений низших слоев.
В индустриальных открытых обществах, развивающихся на путях рыночной экономики, плюралистической демократии и гражданского общества, стратификационные границы размыты и проницаемы. Постоянная модификация и следование институционального за реальной стратификационной структурой снимает радикальность с социальных отношений в обществе. Западная социология при изучении социальной мобильности сосредоточилась на исследовании перемещений из одних социальных слоев в другие. Эта проблематика имеет серьезное значение для стабилизации общества, так как условия открытого доступа к позициям элиты увеличивают возможности способных и амбициозных людей для подъема с «низших» социальных уровней на более «высокие».
По проблеме социальной мобильности П. Сорокиным был выдвинут ряд положений, вошедших в концепцию «бесцельных флуктуаций» - отсутствия четкой обусловленности общества социальной стратификации процессом социальной мобильности.
1. Отсутствует постоянная долговременная тенденция в изменениях интенсивности (усиление, ослабление) и направленности (восходящая-нисходящая) социальной мобильности.
2. Отсутствует постоянно действующая тенденция в колебаниях уровня благосостояния и доходов (обогащения-обнищания) внутри социальных групп или общества в целом. Среди претерпевающих нисходящую мобильность работников примерно в одинаковом положении оказываются менеджер и администратор, техник и торговый агент, квалифицированные и неквалифицированные работники. Так же, как и увеличение среднего уровня благосостояния и дохода в высокоразвитых обществах не означает отмену нисходящей экономической мобильности в слаборазвитых (в частности, в странах третьего мира.).
3. С процессом восходящей мобильности всегда конкурирует сопоставимый по масштабам процесс нисходящей мобильности. Не существует постоянной долговременной тенденции ни к усилению, ник ослаблению каждого из этих двух взаимосвязанных и вместе с тем взаимопротиворечащих один другому процессов. Восходящая и нисходящая мобильность как контртенденции находятся в «динамическом равновесии.
Как свидетельствуют данные социологических исследований по этой проблематике, ухудшение или улучшение экономической мобильности находятся на примерно одинаковой отметке независимо от того, был ли год удачным или неудачным с точки
зрения экономических показателей. В этом находит свое подтверждение тезис о «бесцельной флуктуации». Необходимо отметить, что достижения НТР не внесли четкой однонaправленной тенденции в процессы вертикальной мобильности как «постоянно и вечно восходящей», так как она несет и нисходящую мобильность, связанную с понижением профессионального статуса части работников, безработицу и т. п. Происходящие в последние десятилетия в развитом обществе экономические и научно-технические сдвиги приводят к увеличению интенсивности каждой из составляющих равновесие, но не приводят к его кардинальному смещению.
В стабильных обществах вертикальная мобильность носит преимущественно индивидуальный характер. С изменением статуса и страты, с подъемом или опусканием вниз, что является предметом социологических исследований, опирающихся на богатый эмпирический и статистический материал.
4. В стратификационном обществе структурные границы гибки и пористы: они выполняют функцию институционально-профессиональной и социокультурной флуктуации (рациональной циркуляции), а не эзотерических, демаркационных линий. При этом роль «социального лифта» могут выполнять институты собственности, брака, образования, спорта и т. п. Данная функция обеспечивает.закачивание. вверх (при наличии определенного сопротивления) всего ценного и творческого, что есть в данной нации и социуме в целом. Это является условием полноценного рационального функционирования общества и создания особой динамической стабильности.
Стратификация с открытыми и относительно закрепленными позициями упорядочивает движение «вверх-вниз», которое при иных обстоятельствах могло бы превратиться в хаотическую борьбу за власть, жесткое сопротивление, войну всех против всех. Здесь эгалитаристские взгляды получают мощный отпор прежде всего со стороны среднего слоя.
Концептуальные подходы в западной социологии к проблемам социальной стратификации и социальной мобильности в индустриальном обществе принципиально отличались от трехчленной модели классовой структуры, господствующей в марксистской социологии. Последняя, в новых социальноисторических условиях, продолжала догматически обосновывать марксистское положение об определяющей роли собственности на средства производства как важнейшего фактора социальной дифференциации, который обусловливал природу политической власти, престиж и привилегии социальных групп.
В доиндустриальных обществах и на ранних ступенях индустриального собственность действительно занимала господствующее положение в социальной дифференциации, сближая классовую и сословную закрепленность и обусловливая антагонизмы классовых отношений. По версии К. Маркса, наличие частной собственности и неравное распределение материальных благ вело к вертикальному расслоению общества с акцентом на дихотомической модели классовой структуры: к образованию основных типов антагонистических классов - эксплуататоров и эксплуатируемых, с соответствующим им социальным неравенством. В условиях капитализма происходит концентрация богатства в руках немногих и абсолютное обнищание масс производителей материальных благ (пирамидальная фигура общества). Это выливается в неизбежную борьбу за перераспределение этих благ и уничтожение данного строя. Победа передового рабочего класса приводит к установлению общественной собственности на средства производства, которая в конечном счете приведет к уничтожению классов (коммунистическое бесклассовое сообщество) и сопутствующего им социального неравенства. В результате осуществится торжество эгалитаристского идеала уравнительного равенства: установление равных условий для удовлетворения жизненных потребностей и всестороннего, гармоничного развития каждой личности, независимо от каких бы тони было различий.
Политико-идеологическое, популистское использование данных устремлений основывается на стихийно-психологическом проявлении эгалитаризма в массовом сознании: острое ощущение несправедлив ости окружающего мира, уровня социальной иерархии, связанных с богатством и бедностью, престижем, возможностями карьеры, обладанием властью и т. д. В условиях неадекватности социальных институтов реальной стратификационной системе удается поднять массы на борьбу за справедливость и достижение полного равенства. Но, как показывает опыт истории, результатом этой борьбы является лишь замена устаревшей стратификации на новую.
Абсолютизация в марксистской социологии экономического критерия социальной дифференциации вела к элиминированию других: функционального, статусно-ролевого, профессионального, социально демографического и др. Соответственно, и к упрощению реальной многомерности и разнообразия социальных связей и отношений в обществе. В полной мере это проявилось и в советской социологии, где господствовала официальная доктрина в формуле «два класса дружественных (рабочие и колхозное крестьянство) плюс один слой (интеллигенция)». В ней догматически упрощались реальное наличие и глубина внутренней стратификации советского общества. Узость подобного подхода формировала неадекватное реальности и тормозящее роль стратификации в обществе представление о социальной структуре. К его недостаткам можно отнести следующие моменты.
1. Сведение критериев социальной дифференциации только к отношению к средствам производства и характера труда.
2. Представление о равенстве шансов и постоянной тенденции увеличения восходящей социальной мобильности, связанной с процессом дестратификации общества (через уничтожение классов).
3. Представление о стратификационных возможностях как сугубо дружественных и бесконфликтных, основанных на единстве интересов «советского народа».
4. Вуалирование реального неравенства социальных групп по отношению к собственности, престижу, власти и бюрократического (номенклатурного) механизма управления динамикой, социальнойструктуры.
Поэтому, несмотря на идеологические заклинания и претензии на коллективизм и всеобщее равенство, беспрецедентный социально-политическийи экономический экоперимент зашел в тупик. В советском обществе сложилась иерархическая структура с дезинтеграцией интересов социальных групп и жесткой командно-административной системой институциального контроля. Перманентное нарастание неравенства привело к социальной напряженности и конфликтности в обществе, отчуждению от труда, потребительству, потере внутреннего стимула к действию и тому подобным деформациям социализма, завершившихся крахом социальной системы. Таков итог мифотворчества с эгалитаристеким равенством, базирующимся на марксистской доктрине классов и классовой борьбы.
В ситуации борьбы за постсоциалистические преобразования наблюдается процесс стратификации общества. Он сопровождается коллизиями легализации и легитимизации новых социальных слоев, чрезмерным вытягиванием профиля стратификации, нарушением привычного уровня потребления, обнищанием основной массы населения. Эти явления сопровождаются нарушением социального равновесия, нарастанием фрустрации (гнетущего напряжения) и аномии (или безнормности).