Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация

1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. Теории социальной стратификации.

2. Социальная мобильность и ее виды.

3. Понятие маргинальности.

1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. Теории социальной стратификации. В социологии социальная структура трактуется в широком и узком смыслах. (Структура в буквальном переводе – строение, расположение, порядок). В широком смысле под ней понимается всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение, потребление.

Однако получил распространение и развитие другой – более узкий – подход, рассматривающий социальную структуру как устойчивую взаимосвязь различных социальных общностей – классов, социальных групп, слоев, социально-демографических, профессиональных, национально-этнических и других общностей. В любом обществе группы и общности занимают разное положение. В этом случае анализируются социальная стратификация и социальная дифференциация, под которыми понимаются все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

Социальная стратификация («страта» – слой, пласт) – иерархически организованные структуры социального неравенства, существующие в любом обществе.Другими словами,социальная стратификация – это система социального неравенства, включающая взаимосвязанные и иерархически организованные социальные слои. Слово «стратификация пришло из геологии, однако, если в геологии пласты устойчивы, то в социуме постоянно идёт циркуляция.

Таким образом, социальная стратификация – термин, применяемый для обозначения структурированного социального неравенства, условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, самореализация, профессиональная карьера и т.п. Социальное неравенство может проявляться как неравные возможности (или неравное вознаграждение за одни и те же усилия или достижения) не только для социальных групп, но и для отдельных людей внутри группы. Однако в контексте исследований социальной стратификации рассматривается, главным образом, систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Социальное неравенство может носить экономический, политический, расовый или этнический, образовательный характер. Также может быть по принципу гендера, религии, престижа, происхождения. Стратификация может быть индивидуальная (личные заслуги) и групповая (см. выше).

Таким образом, социальная стратификация является важнейшей категорией макросоциологии, изучающей общество в целом, его стабильность и происходящие с ним изменения.

В отличие от социальной структуры, возникающей в связи с общественным разделением труда, социальная стратификация возникает в связи с общественным распределением результатов труда, то есть социальных благ. Социальная стратификация подразумевает некоторую упорядоченность членов общества (или социальных групп) на основе определенных критериев.

В социологии выделяют три базовых вида социальной стратификации современного общества – экономическую, политическую, социально-профессиональную. Соответственно, основными измерениями (критериями) социальной стратификации являются размеры доходов и собственности, ранги во властной иерархии, статус, определяемый родом занятий и квалификацией (образованием). Социальная страта (слой) обладает определенной качественной однородностью. Она представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к страте имеет две составляющие – объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем).

Теория социальной стратификации является одной из наиболее разработанных в западной социологии. Ее фундамент заложили М. Вебер, затем П. Сорокин, основные же положения были развиты Т. Парсонсом, Э. Шилзером и другими. Ведущими принципами этой теории являются следующие:

· изучать все без исключения социальные слои общества, независимо от того, большие они или малые, устойчивые или неустойчивые, играющие в общественной жизни основные или второстепенные роли;

· соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев;

· допускать существование разных типов и моделей стратификации.

В научной традиции существует два основных подхода к исследованию социальной стратификации.

1. Классовый подход основан на объективных показателях принадлежности к социальному классу или слою.

2. Статусный подход основан на субъективных оценках престижа индивидов, социальных групп, профессий.

Первая традиция является, по преимуществу, европейской, вторая – американской.

Теория классового строения общества восходит к работам К. Маркса, который впервые в истории социальной мысли выделил борьбу между социальными и экономическими классами в качестве центральной характеристики общества и доминирующего источника социальных изменений. По Марксу, классы возникают на основе различающихся позиций, которые индивиды занимают в системе общественного производства. Ключевыми понятиями в данном случае являются способ производства и производственные отношения. Антагонистические классы формируются по двум объективным критериям – общности экономического положения, обусловленной отношением к средствам производства, и общностью властных полномочий по сравнению с государственной властью.

Отличительными чертами марксистского подхода к исследованию социальной стратификации являются: признание объективности оснований существование классов и выделение социально-экономических факторов в качестве базовых для социальной стратификации. Маркс утверждал, что при любом типе экономической организации общества существует господствующий класс, который владеет средствами производства и осуществляет над ними контроль.

Большинство современных западных концепций социальной стратификации сочетают некоторые аспекты теории Маркса с идеями М. Вебера. К экономическому критерию социальной стратификации (богатству) Вебер добавил два других измерения – престиж и власть. Он рассматривал три этих аспекта, взаимодействующих между собой, в качестве основы, на которой строятся иерархии во всех общества. Различия в собственности создают классы, различия в престиже – статусные группы (социальные страты), различия во власти – политические партии. В отличие от Маркса, Вебер предполагал, что общности формируются в большей степени на основе статусных групп, выделяемых по критерию социально предписанного престижа.

Следуя Марксу и Веберу, западноевропейская традиция рассматривает классы в качестве стратификационной структуры любого общества и отправной точки всех стратификационных процессов, в частности – социальной мобильности.

Американский подход, основоположником которого можно считать У. Уорнера с его теорией репутаций, базируется на субъективных оценках престижа индивидов, профессий, социальных групп. Социально-экономическая стратификация в американской социологии измеряется посредством группирования шкал престижа или социально-экономического статуса. Различия между такими стратами представляются не столь различными, как при классовом подходе. Эта особенность американского подхода к социальной стратификации обусловлена тем, что в США исторически не наблюдалось строгого деления на классы. Прибывшим в страну эмигрантам с самым различным классовым положением приходилось начинать практически с нуля, и достигать определенного положения на социальной лестнице благодаря не столько своему происхождению, сколько личным достоинствам и достижениям. По этой причине американское общество всегда считалось более открытым, с точки зрения социальной мобильности, чем европейское.

В настоящее время популярны следующие точки зрения на данную проблему:

· теория Герхарда Ленски (70) низкий уровень неравенства в патриархальном обществе, очень высокий в аграрном (рабовладение, феодализм), снижается в промышленном обществе.

· Марксизм – неравенство идёт по нарастающей;

· П. Сорокина – для процессов неравенства характерен режим флуктуации.

Позитивное или негативное явление социальное неравенство. Современные социологи выявили и обе стороны дифференциации на основе такого социального явления как конкуренция. Однако при существующем неравенстве необходима золотая середина. Среди негативных последствий можно назвать конфликтогенность (прекращение циркуляции элиты). Негативным явлением можно считать и пассивность низов, смирившихся со своей судьбой. Возможно, это дисфункция системы стратификации.

Классовый и статусный подходы не являются взаимоисключающими – оба они нередко применяются на Западе к одним и тем же данным. Совершенно иная картина наблюдается в советском и постсоветском обществе. Она характеризуется, в первую очередь, отсутствием корреляции между основными измерениями социальной стратификации – богатством, престижем и властью.

Сегодня большинство исследователей сходятся на том, что главным критерием социальной стратификации в советском обществе являлось место во властной иерархии, которое определялось не только должностью, но и ведомственной принадлежностью. Сложная система льгот и привилегий в значительно большей мере, чем доходы (при фактическом отсутствии частной собственности), определяла материальное положение индивида. Доходы, различия в которых были не особенно велики, также определялись скорее отраслью народного хозяйства, чем образованием и квалификацией работника. Что же касается престижа профессий, то он в равной степени определялся идеологическими и материальными факторами. Идеология последовательно поддерживала престиж высокооплачиваемых рабочих профессий (шахтеров, сталеваров), равно как и массовых «интеллигентных» профессий, оплачивавшихся крайне низко (учителей, врачей). Высокий престиж профессий продавца, водителя и т.п. можно объяснить только возможностью доступа к дефицитным в то время благам и услугам, позволяющим получить в обмен другие блага и услуги, а также нелегальные доходы.

В постсоветском обществе властная иерархия продолжает оставаться ведущим критерием социальной стратификации. Т. Заславская, по-видимому, первой обратила внимание на тот факт, что произошло сращивание политического и экономического капитала социальных групп, которое выражается в контроле над важнейшими экономическими ресурсами и процессами распределения общественного богатства. Либерализация экономики открыла широкий спектр возможностей (от легитимных до криминальных) использовать такой контроль для личного обогащения.

Зависимость уровня доходов от количества и качества работы еще более ослабла. Произошло относительное обесценивание квалифицированного ручного труда, оплата которого теперь ненамного превышает традиционно низкую оплату в «бюджетных» отраслях, таких как образование или медицина. Престиж высшего образования приобрел исключительно прагматический характер. Среди профессий, требующих высокого образовательного уровня, престижными являются высокооплачиваемые.

.Важными факторами социальной стратификации в постсоветском обществе стали возникновение частного сектора в экономике и формирование рынка труда. Особый интерес в частном секторе представляет возникновение рынка финансовых и информационных услуг (юридических, маркетинговых, рекламных, коммуникационных и пр.), характеризующегося наиболее высоким уровнем оплаты труда. На рынке труда стоит отметить появление новых социальных групп – крупных, средних и мелких частных предпринимателей, а также безработных.

В современной системе стратификации в России можно выделить: высший слой, средний (верхний и нижний). Базовый класс (средний и малообеспеченный), низший (бедные и нищие). Стратификация постсоветского общества характеризуется учёными как социальная поляризация и бразилификация. Первый означает растущую пропасть между богатыми и бедными, второй – вымывание среднего класса при росте нищеты, безработицы, падения уровня жизни. Причём государство не вмешивается в стихийно идущие процессы. По данным социологического мониторинга «Как живёшь, Россия?» на январь 2006 г. 2% россиян причисляют себя к категории богатых, 16% - обеспеченных, 46% - ограниченных в средствах (питание и одежда), 29% - к бедным (только на продукты питания), к нищим – 7. при этом официальная статистика причисляет к бедным только тех, у кого доход ниже прожиточного уровня. Если же исходить из общих доходов и жилищных условий (по самооценке россиян), то 60 млн россиян пребывают в бедности и примерно столько же близки к этому состоянию. По данным социологических исследований средний класс составляет 1/7 часть общества. Таким образом, каждый седьмой россиянин живёт за чертой бедности, а каждый пятый заявляет, что «терпеть бедственное положение больше невозможно». По данным Левада-центра 38% сельских жителей признают, что им не хватает денег даже на хлеб, 11% россиян не хватает денег на продукты, 28% не могут купить одежду, для половины населения является проблемой покупка телевизора или холодильника (преимущественно жители сел и малых городов).

Отмеченные тенденции позволяют говорить о том, что сегодня для постсоветских стран характерны скорее европейские, чем американские модели социальной стратификации. Американский подход, основанный на шкалах профессионального престижа, не отражает всех различий в уровне и стиле жизни различных социальных групп. Европейская же традиция предполагает многокритериальный подход к выделению социальных классов, групп и слоев. Важнейшими из таких критериев сегодня представляются: положение на рынке труда, профессионально-должностной статус, позиция во властной иерархии, уровень доходов, наличие собственности (включая собственность на средства производства).

2. Социальная мобильность и ее виды. Понятие социальной мобильности характеризует социальную структуру в динамическом аспекте. Теория социальной мобильности всесторонне разработана П.Сорокиным в его работе «Социальная мобильность» (1927) и др. исследованиях.

Социальная мобильность – это перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Социальная мобильность приобретает множество форм. В частности, исследователи различают индивидуальную (когда перемещение одного человека происходит независимо от других людей) и групповую (когда перемещения происходят коллективно в связи с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия и т.п.) социальную мобильность. Как показал на историческом материале П. Сорокин, факторами групповой социальной мобильности могут быть социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; создание империи и пр. Социальная мобильность может быть организована сверху, когда перемещениями управляет государство. Такая организованная социальная мобильность бывает добровольной (в связи с общественными призывами) и недобровольной (например, репатриация малых народов).

От организованной социальной мобильности следует отличать структурную, или вынужденную, когда движение из одной социальной категории в другую вызывается изменениями в самой профессиональной структуре (сокращением или созданием новых рабочих мест, появлением или исчезновением целых отраслей экономики). Причины этих изменений могут лежать в экономическом росте, политических и экономических трансформациях, технических революциях, различием в уровне рождаемости внутри конкретных социальных групп.

Напротив, циркулярная или обменная социальная мобильность, иногда называемая также истинной, заключается во взаимном «обмене» индивидами между слоями. Она характеризует социальные перемещения, которые происходят в силу личных достижений или неудач индивидов, а также появления новых системных возможностей (политических, юридических, образовательных). Например, в СССР мобильность между стратами рабочих и инженеров имела одностороннюю направленность: рабочий, получив соответствующее образование, мог стать инженером, но не наоборот.

Важно различать вертикальные и горизонтальные социальные перемещения. Понятие социального перемещения шире, чем понятие социальной мобильности. Оно включает также трудовую мобильность и географическую мобильность (миграцию).

Понятие «социальная мобильность» обычно связывают с вертикальными перемещениями – из одной страты (класса) в другую, но мобильность также может быть и горизонтальной.

Горизонтальная социальная мобильность – это переход из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса. Если перемещение связано со сменой работы (без изменения статуса), говорят о трудовой горизонтальной мобильности, если со сменой места жительства (без изменения статуса населенного пункта) – о горизонтальной миграции.

Вертикальная социальная мобильность – это переход из одной страты в другую с изменением социального статуса. В зависимости от направления перемещения, вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей. Восходящая мобильность – это переход индивида в более высокий пласт, нисходящая мобильность – перемещение на более низкую социальную позицию. Существуют каналы или «лифты», с помощью которых индивиды совершают эти перемещения. П. Сорокин в качестве таковых выделил: армию, церковь, правительственные группы, политические организации и политические партии, школу, профессиональные организации, семью. Так, характеризуя в этом качестве школу, Сорокин пишет: «В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального знания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и, благодаря нему, возвыситься»[1].

В зависимости от точки отсчета различают межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность означает изменение статуса детей по сравнению со статусом их родителей. За точку отсчета принимается статус родителей. Внутрипоколенная (карьерная) мобильность означает изменение статуса индивида на протяжении жизни, его карьеру. За точку отсчета в данном случае принимается статус, которым индивид обладал на своем первом рабочем месте.

Еще в конце 90-х гг. XX в. в России, по мнению многих исследователей, в российском обществе доминировала тенденция нисходящей социальной мобильности большей части населения. Усиливались, и продолжают усиливаться противоречия между социальными группами и слоями общества, возникли условия для конфликтов между ними. Одним из показателей этих противоречий является маргинализация значительной части населения страны.

3. Понятие маргинальности. Маргинальность – это понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Это пограничное, промежуточное состояние индивидов по отношению к национальным, классовым, профессиональным, культурным социальным общностям, на базе которого формируются типологические группы со своими особыми признаками.

Типичная ситуация для возникновения маргинальности – миграция. Сама категория маргинальности была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. Для современной России характерно большое количество мигрантов. Эта массовая маргинализация сопровождается созданием особого образа жизни, стиля поведения, характеризующегося стремлением приспособиться к новым условиям.

Явление маргинальности по своим последствиям противоречиво. С одной стороны, это разрушение социальности конкретных общностей, групп, людей, зачастую депрофессионализация и даже, иногда, деградация. С другой стороны, в результате маргинализации создаются новые общности и структуры.

Маргинальные группы приобретают состояние устойчивости, групповой стабильности, формируют специфический нравственный кодекс. Компенсируя сложности своего противоречивого, промежуточного положения, маргинал приобретает облик той или иной культуры, нации, религии, профессиональной группы. Не имея стабильных собственных ценностей, маргиналы зачастую имитируют чужой образ жизни, обычно искажая его.

Неоднородность и противоречивость маргинального сознания нередко проявляется в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантного поведения.

Как правило, при характеристике маргинальности, внимание акцентируется, прежде всего, на негативных сторонах этого социального явления. Тем не менее, нельзя забывать об объективности данного явления и его общемировом характере. В условиях возрастания динамизма жизни и усиления социальной мобильности, что связано с открытостью общественных систем, маргинальность должна рассматриваться как естественный процесс, органично вписывающийся в структуру общественной жизни.

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся понятия социальная структура и социальная стратификация? Почему понятие социальной стратификации вытесняет понятие социальной структуры?

2. В рамках каких теоретических концепций разрабатывалась теория социальной стратификации?

3. Какие стратификационные модели Вам известны?

4. Какие изменения стратификационной картины характерны для постсоветской России?

5. Что такое социальная мобильность? Какие ее типы Вам известны?

6. Кто такие маргиналы? Каковы причины маргинализации? В чем противоречивость этого явления? Каковы его социальные последствия?

Литература

Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы // Социол. исслед. 2001. № 5.

Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социол. исслед. 1998. № 10.

Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // Социол. исслед. 1996. № 8.

Иноземцев В.Л. Классовый аспект бедности в постиндустриальных обществах // Социол. исслед. 2000. № 8.

Попова И.П. Маргинальность в современной России. М., 2001.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социальное расслоение и социальная мобильность / Отв. ред. З.Т.Голенкова. М., 1999.

Яковлев А.М. Социальная структура общества. Учебник. М., 2003.

Тема 6. Социальные институты

1.. Общая характеристика социальных институтов: понятие, структура, функции.

2. Экономические социальные институты.

3. Институты социальной сферы.

4. Институты духовной сферы.

5. Социальные институты в сфере политики.

1. Общая характеристика социальных институтов: понятие, структура, функции. Одним из базовых понятий социологии является понятие социального института. В социологической теории сформировался подход, в рамках которого общество и его структура анализируются сквозь призму социальных институтов. Речь идет об институциональном подходе.

Термин «социальный институт» трактуется социологами довольно неоднозначно. Одни определяют его через систему социальных связей, существующих в определенной сфере человеческой деятельности. Другие – через понятие «социальной группы». Третьи – как относительно стабильную совокупность символов, норм, ценностей, ролей и статусов, управляющих различными сферами общественной жизни.

Остановимся на определении, которое дает Г.Е. Зборовский. Социальный институт – это «устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных ролей и функций, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения».

Институт представляет собой форму человеческой деятельности, включающую

· Ролевую систему, включающую в себя нормы и статусы;

· Совокупность обычаев, традиций, правил поведения;

· Формальную и неформальную организации;

· Совокупность норм и учреждений, регулирующих определённую сферу общественных отношений;

· Обособленный комплекс социальных действий.

Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы и ассоциации, где произведено деление на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Процесс возникновения и развития институтов принято называть институционализацией. В ходе повседневной практики люди стремятся найти наиболее приемлемые образцы и модели поведения, позволяющие удовлетворять различные потребности. Постепенно эти образцы и модели поведения превращаются в привычку, начинают поддерживаться общественным мнением и узакониваются. Таким образом, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения общественных потребностей.

Процесс институционализации включает в себя несколько этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. Формирование общих целей;

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами поведения;

5. Иституционализация норм и правил, т. е. их практическое применение;

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил поведения;

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Финалом процесса институционализации является создание четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Институциональный кризис выражается в дисфункциях института. Это естественный социальный процесс социальных изменений.

В качестве основных признаков социального института социологи называют следующие характеристики:

1. Установки и образцы поведения, роли (например, в рамках такого института, как бизнес можно говорить о существовании установок на производительность и экономичность деятельности);

2. Культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление об институте, его образ. Культурным символом может стать любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института (в качестве культурных символов института бизнеса можно назвать фабричную марку или патентный знак);

3. Утилитарные черты культуры, т. е. те предметы культуры, которые являются основой повседневного функционирования социального института (важными утилитарными чертами бизнеса являются, например, магазин или оборудование);

4. Устные и письменные кодексы поведения, т.е. нормативное обеспечение функционирования социального института (нормы, регулирующие поведение социальных субъектов в рамках института бизнеса на формальном уровне могут быть представлены в контрактах и лицензиях);

5. Идеология представляет собой систему идей, определяющих причины и способы поведения членов социального института, их отношение к различным явлениям и процессам, включает основополагающие убеждения института (идеология бизнеса, например, основана на идее свободной торговли).

Каждый социальный институт выполняет широкий спектр функций. Функция - назначение или роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому.Важнейшими функциями являются:

· Удовлетворение важнейших потребностей общества;

· Социализация людей (усвоение норм и ролей);

· Сплочение и укрепление связей между группами людей, объединенных данным социальным институтом, т.е. интегративная функция;

· Воспроизводство общественных отношений, которое обеспечивает устойчивость общественных систем;

· Регулирование отношений в рамках данного социального института на основе общепринятых норм и правил поведения посредством соответствующих санкций, т.е. регулятивная функция;

· Коммуникативная функция, суть которой состоит в обеспечении связей, общения, взаимодействия между людьми за счет организации их совместной жизни и деятельности.

Помимо основных функций каждый социальный институт выполняет специфические экономические, социальные, политические, культурные, идеологические и пр. функции. Например, экономическая функция образования состоит в формировании профессионально-квалификационной структуры рынка труда, экономическая функция семьи – в поддержании нетрудоспособных членов общества и т.д.

Среди функций социальных институтов различают также явные, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными. Например, заявленные задачи институтов политики и образования и латентные (что получилось в действительности). Латентные функции внутри института права (сухой закон и что получилось).

В целом функционирование любого социального института направлено на удовлетворение той или иной социальной потребности. В случае, когда потребность исчезает, соответствующий социальный институт становится бессмысленным и может тормозить общественное развитие, и в конечном итоге он прекращает свое существование.

Сложность социальной системы и многообразие общественных потребностей определяет разнообразие видов социальных институтов.

Современные исследователи предлагают выделять несколько иные виды социальных институтов. В структуре современного общества наибольшее значение имеют семейно-брачные институты, экономические, политические, религиозные, институты образования, культуры и науки.

Всю совокупность существующих социальных институтов можно подразделить также на формальные, чья деятельность основана на строгих предписаниях, и неформальные, функционирование которых не является жестко регламентированным.

Различные сферы общественной жизни регулируются особыми социальными институтами.

2. Экономические социальные институты. Проблема социальных институтов, функционирующих в сфере экономики, является одной из важнейших в рамках экономической социологии. Поведение социальных субъектов в экономической сфере регламентируется и регулируется именно этим элементом общественной структуры. При этом экономическое поведение человека определяется не только собственно экономическими институтами, такими как собственность, рынок, торговля и пр., но и такими, как семья, государство, власть, образование. Экономические же институты современные социологи предлагают рассматривать как основу стабильности и регулярности экономического поведения социальных субъектов.

В частности, в качестве одного из важнейших и древнейших институтов рассматривается институт собственности, предоставляющий экономическим субъектам ресурсы, необходимые для дальнейшего развития. Институт собственности можно определить как систему учреждений и организаций власти и социального контроля, правовых и моральных норм, стандартов и стереотипов поведения, связанных с разнообразными формами собственности. Собственность как социальный институт напрямую связана с интересами и потребностями людей, она представляет собой средство, стимулирующее активную человеческую деятельность.

Другим экономическим институтом является рынок. Рынок как саморегулирующаяся экономическая система основан на производстве и обмене товаров в соответствии с соотношением спроса и предложения в условиях конкуренции свободных товаропроизводителей. Основу рынка составляет частная собственность на условия и средства производства и стремление производителя реализовать в первую очередь свой частный интерес. Основная функция рынка состоит в обеспечении возможностей и создании предпосылок для эффективного хозяйственного развития, достижении достойного уровня жизни людей посредством проявления ими инициативы, предприимчивости, приоритета частного интереса.

Основанием функционирования экономической системы также является институт экономического обмена, который обеспечивает эквивалентное распределение и перераспределение экономических ресурсов по каналам рынка, и тесно связанный с ним институт денег. Социальные субъекты любого уровня так или иначе включены в деятельность данных институтов.

Следует отметить еще один институт, развитие которого представляется актуальным именно для современного российского общества. Речь идет об институте контрактных отношений, который обеспечивает равновесие интересов субъектов, вступающих в экономический обмен.

Кроме названных выше, предметом интереса для экономического социолога могут стать институты торговли, производства, распределения, труда и занятости и др.

3.. Институты социальной сферы. Основными институтами социальной сферы являются семья и образование.

3.1. Семья как социальный институт. Семья и брак относятся к тем явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и других организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и заканчивая сложным современным государством, семья выступала и выступает отчетливо выраженной социальной единицей.

Предметом серьезного научного интереса семья становится примерно в середине ХIХ века. Именно в это время появляются первые теоретические и эмпирические исследования семьи. Анализу эволюции форм семьи посвящены интересные работы Л.Моргана «Древнее общество» (1877) и Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). По мнению этих ученых, семья эволюционировала вмести с развитием общества, следовательно, каждому этапу развития общества соответствовала определенная форма брака и семьи: дикости – групповой брак, варварству – парный, цивилизации – моногамный. Значительный вклад в исследование структуры и типов семьи внес французский ученый Ф.Ле Пле. Наиболее известным является его исследование «Европейские рабочие» (1855).

В советской социологии сложилась достаточно сильная и интересная школа социологии семьи, основоположником которой считается А.Г.Харчев. Его работа «Брак и семья в СССР» (1964) до сих пор не потеряла своей актуальности. Существенный вклад в становление и развитие социологии семьи в советский и постсоветский периоды внесли А.И.Антонов, С.И.Голод, Т.А.Гурко, М.С.Мацковский и др.

В социологии семья исследуется в двух аспектах:

1) как социальный институт;

2) как малая группа.

Первый аспект предполагает анализ семьи как бы «извне» (макроуровень) и связан с изучением и анализом места и роли семьи в социальной системе, ее социальных функций, взаимосвязи с другими социальными институтами (государством, образованием, религией). Второй аспект связан с исследованием семьи «изнутри» (микроуровень). Он предполагает изучение ролевых взаимодействий в семье (муж – жена, родители – дети, братья – сестры), причин и социальных последствий семейных конфликтов, разводов и т.п. Этот аспект тесно связан с психологией.

Названные аспекты тесно взаимосвязаны. В конечном счете, макроуровень является детерминирующим и оказывает существенное влияние на микроуровень. Проблемы семьи как малой группы оказываются зачастую следствием ее проблем как социального института.

Итак, что же такое семья?

Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (А.Г.Харчев). Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Поскольку семья является исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, необходимо отметить изменения произошедшие в этом социальном институте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: