Призрак преследует социологов. Призрак массового общества.
Э. ШИЛ3
В условиях индустриализации произошло заметное возрастание количества сфер массовой деятельности, что обусловило повышение удельного веса в социологии инновационных концепций массовых совокупностей и процессов. Если до этого массовая деятельность отождествлялась с материальным производством, то теперь индустриальный, по типу своей организации, характер приобретает само общество - массовое общество.
В этой связи возникают вопросы: существует ли тенденция к развитию творческой сущности человека в условиях массовизации или же, наоборот, к росту безликости и анонимности? выступает ли масса в обезличенной форме или же сохраняет личностное начало?
Особое место в решении подобных вопросов занимает доктрина «массового общества», которая цементирует всевозможные течения» плюралистической демократии», «общества благоденствия», «общества согласия», «социального партнерства» и др. Данная доктрина претендует на целостное описание структуры и динамики современного индустриального общества, в котором «массовизация» рассматривается как «включение» масс в жизнедеятельность общества. Массовое - это общество, в котором доминируют массы, господствует массовое производство и потребление, массовая коммуникация и культура, гражданское общество, опирающееся на общественное мнение. Применительно к массовому обществу всегда стояла проблема – это благо или зло? В историческом аспекте выделяют несколько концептуальных трактовок «массового общества».
|
|
а. Элитарная концепция (Г. Лебон, Г. Тард, Ортега-и-Гассет и др.), в котором масса рассматривается как толпа («свинячье множество», «грядущий хам» и т. п.) - худшая часть людей. В массовых действиях отсутствуют общие ценности и убеждения, поэтому для них характерны иррациональные импульсы, анархия, хаос и т. п. Разрушительная угроза массы для общества заключается в том, что, несмотря на свою неспособность руководить своим собственным существованием, она необоснованно стремится занять место элиты природного лидера. Реализация данного устремления - это «восстание масс», «буйство толпы», «царство толпы», которое ведет к катастрофе и закату человеческой цивилизации.
б. В 30-40 годах формируется антитоталитарная концепция (Х. Арендт, Э. Ледерер и др.), в которой критикуются проявления государственно-монополистической организации, тоталитаризма. В ней масса рассматривается как гетерогенная неоднородная общность - деклассированная, утратившая классовую определенность, превратившаяся в аморфное состояние и следующая своим эмоциям. Своекорыстная элита осуществляет свое господство с помощью популизма и тоталитарного (бюрократического) аппарата - заигрывая с массой, манипулируя выгодными для себя ее настроениями на общественном и бытовом уровне. В результате образовавшаяся социальная псевдогруппа - «единый народ», оказывается сбитым с толку, развращенным и подчиненным «сильной личности» (фашизм, социализм). Таким образом, сверхорганизованные бюрократические общества являются продуктом массовизации и разными моделями «массового общества».
|
|
Применительно к индустриальному «массовому обществу» исследователи выделяют две тенденции, закрепленные в соответствующих концепциях.
в. Либеральная концепция (Р. Миллс, Д. Рисмен и др.), в рамках которой на основе пессимистической критики отрицательных сторон индустриализма обосновывается тенденция дальнейшего роста бюрократизма, общественной «машинерии», отчуждения, унификации «массового человека», составляющих оплот всяческого конформизма, аморфности, манипулирования и контроля масс. Данная массовизация как неизбежное зло, сопутствующее техническому прогрессу, хоронит надежду на то, что народ реально существует. Но при этом масса не рассматривается как разрушительная сила: она является пассивным множеством дезинтегрированных, полуобразованных людей (единичных атомов), связанных общностью интересов (работа, досуг, традиции и т. п.) В «одинокую толпу». Правящая элита развращает массы и, таким образом, получает власть и прибыль. Но сама она тоже развращается массами, так как предпосылкой ее правления является то, что она создает неполноценную массовую культуру, результатом которой является упадок общества. В этих условиях «независимая духовная элита», творящая эзотерические ценности, обосабливается и от властвующей элиты (манипуляторов), и от масс.
г. Демократическая концепция (Д. Белл, С. Липсет, Э. Шилз и др.), в которой процесс массовизации рассматривается как разрыв узды, сковывающей массы в традиционном обществе. Благодаря этому происходит «возвышение мacc»: им становится доступным то, что еще недавно было привилегией элиты.
Эффективно развивающаяся экономика осуществляет массовое производство по принципу, что «продукцию производят не для того, чтобы продать, а для того, чтобы ее купили». Тем самым обеспечивается рост массового потребления и благоденствия. Экономическая демократия позволяет каждому выбирать ту форму деятельности, которая ему по душе. Диффузия капитала, пробуждение самостоятельности и предпринимательства ведет к формированию среднего класса – основы общественного согласия. Средства массовой коммуникации и массовая культура не только соединяют воедино гетерогенные социальные группы, но и создают «большинство образованных людей», обладающих необходимыми для общежития качествами. Правовое государство и гражданское общество обеспечивают «права человека» и механизмы самоуправления всевозможных общественных и политических структур, выражающих и защищающих интересы налогоплательщиков, местных жителей, избирателей и т. д. При этом общественное мнение выступает инструментом завоевания и удержания власти.
Институты «массового общества» объединяют деятельность населения, способствуя его социальному единству и уменьшению разрыва между массой и элитой. Для отношений последних характерна не дихотомия «элита – масса», а гомогенизация (гомогенный - однородный), в которой различия касаются степени, а не сущности - скорее количества, чем качества. В этих условиях политика рассматривается не как отношения классов, а лишь как технология управления. Она является искусством достижения компромиссов между различными социальными группами, что обеспечивает устойчивость, стабилизацию социуму, канализирует «массовое поведение» в соответствии с конституционными нормами и процедурами. В результате формируется прогнозируемое поведение, то есть по правилам, выработанным демократией.
|
|
Универсальный и интегральный характер индустриализма обусловливает наличие соответствующих законов организации, функционирования и управления на макросоциологическом уровне. Их инновационный характер требует новых подходов и методов целостного видения социального мира- фиксации, изучения и объяснения. В качестве интегральной концепции, оказавшей определяющее влияние на повышение теоретического статуса социологии, выступило направление структурного функционализма, определившего в 50-60-е годы контуры западной социологической мысли.