С решением проблемы социальной стратификации индустриального общества тесно связана теория «деидеологизации» - заката идеологической эры. Дело в том, что западной социально-философской жизни присуще негативное отношение к идеологии как к крайней форме ценностных суждений, выражающих интересы различных социальных общностей - групп, слоев, классов, наций, общественных движений. Это предопределяет их выраженную партийность, субъективность, заинтересованность, являющиеся основой иллюзорности, ложности, искаженности, не научности идеологии. В силу этого она находится по ту сторону науки и культуры. Вместе с тем, в традиционных (отсталых) обществах идеология играет важную роль: выражая чаяния и, устремления социальных сил, она способна мобилизовать, ориентировать и целенаправленно вести их к действиям с социальной эффективностью. В условиях соперничества социальных групп за политическую власть идеология является источником антагонизмов, непримиримости и конфликтов, тормозящих развитие общества.
|
|
Однако изменения социальной стратификации в индустриальном обществе сопровождаются исчезновением антагонистических классов, депролетаризацией населения и установлением социального согласия как основы социального порядка. В связи с этим снимаются идеологические мерки и нагрузки с социальных отношений, т. е. приходит «конец идеологии. На первый план выходят технико-рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки и культуры. Такое освобождение индустриального общества от влияния идеологии получило название «деидеологизации», выражающей принцип: «чем меньше идеологии, тем лучше» (Р. Арон, Д. Белл, Ж. Эллюль и др.).