Теория «деидеологизации»

С решением проблемы социальной стратифика­ции индустриального общества тесно связана тео­рия «деидеологизации» - заката идеологической эры. Дело в том, что западной социально-фило­софской жизни присуще негативное отношение к иде­ологии как к крайней форме ценностных суждений, выражающих интересы различных социальных об­щностей - групп, слоев, классов, наций, обществен­ных движений. Это предопределяет их выраженную партийность, субъективность, заинтересованность, являющиеся основой иллюзорности, ложности, иска­женности, не научности идеологии. В силу этого она находится по ту сторону науки и культуры. Вмес­те с тем, в традиционных (отсталых) обществах идеология играет важную роль: выражая чаяния и, устремления социальных сил, она способна моби­лизовать, ориентировать и целенаправленно вести их к действиям с социальной эффективностью. В условиях соперничества социальных групп за по­литическую власть идеология является источни­ком антагонизмов, непримиримости и конфликтов, тормозящих развитие общества.

Однако изменения социальной стратификации в индустриальном обществе сопровождаются исчез­новением антагонистических классов, депролетари­зацией населения и установлением социального со­гласия как основы социального порядка. В связи с этим снимаются идеологические мерки и нагруз­ки с социальных отношений, т. е. приходит «ко­нец идеологии. На первый план выходят технико-рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки и куль­туры. Такое освобождение индустриального общес­тва от влияния идеологии получило название «де­идеологизации», выражающей принцип: «чем меньше идеологии, тем лучше» (Р. Арон, Д. Белл, Ж. Эллюль и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: