Развитие системных идей в социологии

Переход к новой парадигме является научной революцией...

Т. Кун

Структурный функционализм в социоло­гии формируется в рамках системных пред­ставлении, в которых нашел конкретное воплощение целостный (антиэлементарный) подход к объектам изучения, акцентирующий их иерархи­ческое строение (структуру) и функциональные связи. Выдвижение данной парадигмы научного ис­следования соответствовало стремлениям теорети­ков свести воедино все системы индустриального общества- технологическую, институциональную и идеоциональную.

Необходимо отметить, что системное движение стало формироваться на рубеже XIX-XX вв. как одно из направлений выхода из кризиса, охватив­шего научное познание. В частности, это была рефлексия на аналитико-синтетический способ класси­ческой науки решать исследовательские проблемы. Он выступал в качестве абсолютного постулата на­учного знания в рамках дихотомии «элементаризм­-целостность». Акцентирование целостности объек­та выдвинуло новую ориентацию, исследования­ новые принципы подхода к объекту изучения, со­ставляющие суть системного подхода.

В нем внимание прежде всего переносится с исследования элементов на структуру как инвари­антную (неизменную) характеристику сложности изучаемого объекта - на связи между элемента­ми. Последние описываются с учетом их «места». В целом, а не как таковые, т. е. их описание не носит самодовлеющего характера. Мы видим ре­альные вещи - феномены, но не связи (соотноше­ния) между ними. Запоминается иногда не наблю­даемый факт, а наше ошибочное его восприятие. Основу же феномена как раз и составляют систем­ные связи, которые образуют системную целос­тность.

Системные представления имеют давнюю исто­рию. В генезисе они опирались на организмичес­кие концепции общества, выступающие против ме­ханизма, выводящего интегративные характеристики живого из элементарных представлений. В XIX в. системные идеи теснейшим образом были связаны со структурным (структура) и функциональным (функция) представлениями объекта исследования.

В биологии они возникли на основе осознания недостаточности чисто эволюционистского подхода для объяснения феноменов роста, регенерации, ор­ганизации и т. п. В дополнение к идее развития была выдвинута и идея системности (организован­ности), рассматривающая организм как систему. Почерпнутые из биологии организмические пред­ставления об обществе Г. Спенсера во многом на­поминают современный системный подход. В час­тности, он использовал функциональные аналогии между процессами организма и общества: считая законы их организации гомогенными, Спенсер исходит из органической взаимосвязи.частей (функции) и относительной самостоятельности целого (структура) и частей как в организме, так и в обществе. Отсюда вытекало, что эволюционное развитие прогрессирующей дифференциации струк­туры в обществе сопровождал ось прогрессирующей дифференциацией функций. Поэтому процессы со­циальной эволюции, дифференциации и интегра­ции являются естественными и генетическими. Такие представления обусловили постановку пробле­мы структурной сложности социального целого и даль­нейшую концептуализацию его структуры и фун­кциональных связей в биоорганической школе. Эти идеи в модифицированном виде перешли к струк­турализму и структурному функционализму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: