В своих теоретических построениях А. Этциони разработал методы управляемого развития посредством эффективного руководства социальными процессами. Он делил социальные системы на активные и пассивные. Помимо нормативных связей они состоят из равноправных видов связи «по принуждению» и утилитарных связей. Пассивные системы лишь реагируют на изменения в среде, приспосабливаясь к ним. Активные - могут целенаправленным образом воздействовать на среду, изменяя в то же время свою собственную структуру.
В последних важную роль играют процессы сознательного планирования и регулирования: активные системы могут создавать кибернетическую схему ещё не существующего будущего и организовывать свои изменения в направлении будущего
её состояния. Такой подход является дополнением к структурному функционализму с его идеей спонтанно-регулирующейся социальной реальности. В таком виде теория Этциони охватывает и стихийные, и планируемые изменения большого масштаба - социетальные изменения. Активность социальной системы зависит от трех факторов:
|
|
1.:Кибернетического фактора, включающего информационные качества системы: способность собирать, обрабатывать и использовать знания о реальности, а также способность ставить цели и принимать решения.
2. Фактора власти, включающего способность её осуществления не только на нормативно-символических средствах контроля, но также опирающийся на средства насилия и распределения материальных ресурсов. Последние Этциони рассматривает
как потенциал власти, цели и способы применения которого зависят от воли правящей элиты.
3. Факторы согласия, наличествующего в демократических обществах.
Первые два фактора образуют контролирующую способность системы. При этом контроль как ненормативное регулирование (в отличие от идеи Парсонса), сложное взаимодействие власти и информации. Но уровень активности системы определяется не только степенью контроля, но и степенью согласия. Поэтому в совокупности три фактора образуют управляющую способность социальной системы. Подвижное взаимодействие контроля и согласия, их удельный вес определяются наличными целями социетального управления. Система, в свою очередь, состоит из элементов, каждый из которых сам по себе обладает всеми тремя способностями. В качестве идеала Этциони рисует полуутопическую картину «активного общества», которое совмещает в себе высокую степень контроля (как это существует в обществах тоталитарного типа) с высоким уровнем согласия (какой наличествует в демократических обществах). В данной концепции трансформации и «активации» развития современных обществ реализуется критическая установка на существующее статус-кво, носящая реформаторский характер.
|
|
«Структурная социология» Э. Тириакьяна
В концепции «структурной социологии» Э. Тириакьяна одним из существенных компонентов являлось социетальное изменение. Последнее он рассматривал предельно широко: социетальное изменение представляет собой тотальную трансформацию институциональных структур и предполагает «качественное изменение» (скачок) в функционировании общей нормативной модели организации, носит радикальный (революционный) характер. Оно не случайно и не иррационально, а закономерно и возникает как реакция на напряжения внутри данной институциональной структуры. Поэтому по своему содержанию и движущим силам социетальное изменение - это моральное, или, точнее, религиозно-моральное изменение.
В подходе к обществу как тотальности и анализу этой тотальности Тириакьян опирался на традиционный структурализм и функционализм (частично) в социологии. Однако его «структурная социология» опирается на феноменологизм – специфическое субъективистское восприятие природы социальной реальности. Последняя является глобальным «феноменом» интерсубъективного сознания, т. е. представляет собой социально-психологическую реальность.
Основой социальной жизни является латентная структура как совокупность моральных оценок (культура). Последняя, по определению Тириакьяна, есть многослойная система символов, каждый из которых выражает суть определенной ценностной ориентации. Социальная структура является институциональной областью культуры, которая никогда полностью не институциализируется. Поэтому в каждой культуре существуют внутренние противоречия (конфликты) между институциональной и неинституциональной (вне узаконенного порядка) областями. Победа одной из борющихся моральных сил означает её институциализацию. Имеющееся противоборство моральных сил, по Тириакьяну, является источником социетального изменения. При этом нарастающая актуализация неинституциональных феноменов (моральный компонент неинституциональной религии) и означает, собственно, ход социального изменения.
Важнейшим этапом социетального изменения является момент «кризиса» - критическая точка, когда масштабность структурных изменений становится очевидной для большинства наблюдателей, но исход предполагаемого скачка ещё не ясен. Революция (социальный катарсис) может развиваться или в направлении деструкции (насильственной) социополитической трансформации, или же в направлении конструктивной (ненасильственной) социоэкономической деятельности.
Социетальное изменение, по Тириакьяну, происходит на уровне целостного общества. Оно революционно по форме, религиозно-моральное по содержанию и по своим движущим силам. При этом можно осуществлять кратковременные исторические прогнозы, но не пути развития, а революции, основываясь на индикаторах «революционной ситуации». Ими являются: а) возрастание степени урбанизации; б) распространение сексуального про
мискуитета и исчезновение общественной нетерпимости по отношению к этому явлению; в) возрастание активности неинституциональной религии. Последний индикатор является наиболее важным.
Тириакьян разработал шкалу интервалов, составляющих в сумме индекс революционного потенциала. В ней нулевое значение (точка О) произвольна -- некоторое гипотетическое состояние«утопии». На этой основе Общество представляет собой «гомогенную моральную общность», в которой отсутствуют противоречия между моралью и актуальной эмпирической действительностью. В нем отсутствуют напряжения, могущие вести к трансформации социальной системы.
|
|
В действительности, согласно Тириакьяну, не которая часть общества принципиально не институциализируется, и глубинные влияния Культурной основы нарушают ход изменений (или делают его невозможным). Точка 1 - это момент кризиса: ситуация революционной бури, которая разрушает старую институциональную структуру.
Промежуточные интервалы с равными значениями предполагают промежуточные уровни социальной деструкции. При уровне дезорганизации 0,85 и выше, ход событий неизбежно приведет к радикальной альтернативе -- революция, контрреволюция, при которых преобразование наличной системы неизбежно.
Данная шкала интервалов позволяет делать ограниченные социально-исторические прогнозы, состоящие в сопоставлении структурных характеристик настоящего с теми, которые в исторических ситуациях прошлого предшествовали определенному ходу событий. На этой основе строятся вероятностные выводы (суждения) о возможном ходе социальных процессов.
При изучении социетального изменения Тириакьян решал вопрос связи социологии с другими науками следующим образом. История представляет сравнительный материал об исторических трансформациях различных обществ. Антропология выявляет значения и уровни различных культурных символов. Социология же рассматривает данные символы как символы групповой идентификации. Последние показывают, как группа в религиозной форме идентифицирует себя с реальностью. Задача социологии - рассматривать возникновение, «всплытие»из глубин неинституционального морально-религиозного сознания новых культурных символов в качестве указателя как источника, так и возможного направления социетального изменения.